Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Офис Престиж" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении конкурсной комиссией Министерства обороны Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на закупку мебели и предметов интерьера (номер извещения 0173100004517001472) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/1 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации невыполнимые сроки поставки товара.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 229 482 676,29 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.10.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 30.10.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлены невыполнимые сроки поставки.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.2.2. проекта государственного контракта Конкурсной документации срок поставки товара до 01.12.2017 г.
Заказчиком 27.09.2017 внесены изменения в Конкурсную документацию, согласно которым срок поставки товара - 20.12.2017.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что срок поставки мебели и предметов интерьера с момента заключения государственного контракта до 20.12.2017 установлен в соответствии с потребностью Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно положениям Конкурсной документации контракт вступает в силу (считается заключенным) с даты его подписания сторонами и действует до "31" декабря 2018 г.
При этом, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы сведений и документов, подтверждающих, что содержащиеся в документации об Аукционе условия о сроках поставки являются неисполнимыми, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с часть 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 15.7.3. проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, в том числе условие о расторжении контракта в случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Вместе с тем, Комиссия изучив проект государственного контракт Конкурсной документации приходит к выводу, что Заказчиком не установлено в проекте государственного контракта Конкурсной документации условие о возможности поставщика (подрядчика, исполнителя) принять решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта условие о возможности поставщика (подрядчика, исполнителя) принять решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, нарушают часть 14 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В Пункте 1.2. "Инструкция по заполнения заявки на участие в Конкурсе" Конкурсной документации содержится, в том числе следующая информация: "В предложении в отношении объекта закупки участник закупки предоставляет сведения о товаре, в соответствии с требованиями, установленными в разделе 2.1 (Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (в том числе максимальные и (или) минимальные значения характеристик Товара) Наименования и описания объекта закупки (Приложение N 3 к конкурсной документации) (далее - Требования к товару), и следующими правилами:
Участник закупки не вправе изменять наименования показателей и единицы измерения, а также исключать показатели и единицы измерения, установленные в Требованиях к товару. Изменение, исключение или неполное указание участником закупки единиц измерения, наименований показателей трактуется комиссией как непредставление Предложения в отношении объекта закупки.
Представленные участником закупки сведения о товаре не должны допускать разночтения и (или) двусмысленного толкования.
Сведения о товаре указываются участником закупки в Предложении в отношении объекта закупки путем конкретизации значений показателей товара, указанных в Требованиях к товару (раздел 2.1 Наименования и описания объекта закупки - Приложение N 3 к конкурсной документации), ИЛИ путем предоставления сведений о товаре в строгом соответствии с Требованиями к товару".
Приложением N 3 к Конкурсной документации установлен перечень поставляемого товара, а также функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (в том числе максимальные и минимальные значения характеристики товара).
При этом участникам закупки в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо предоставить конкретные показатели поставляемых товаров, в том числе такие как: габаритные размеры, ширина, глубина, высота которые сопровождаются словами "в диапазоне" и символами "-", "".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявок на участие в Конкурсе не содержит порядка предоставления в заявке характеристик товаров, сопровождающихся словами "в диапазоне" и символами "-", "", что по мнению Комиссии препятствует корректному заполнению заявки.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Офис Престиж" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 14 статьи 34, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 11.10.2017 N К-1321/17, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 11.10.2017 N К-1321/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 октября 2017 г. N К-1322/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был