Межгосударственный стандарт ГОСТ IEC 60335-2-34-2016
"Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 2-34. Частные требования к мотор-компрессорам"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2016 г. N 1529-ст)
Household and similar electrical appliances. Safety. Part 2-34. Particular requirements for motor-compressors
Дата введения - 1 июля 2017 г.
Взамен ГОСТ IEC 60335-2-34-2012
Курсив в тексте не приводится
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "МП Сертификационная лаборатория бытовой электротехники ТЕСТБЭТ" (ООО "ТЕСТБЭТ") в рамках Технического комитета по стандартизации ТК 19 "Электрические приборы бытового назначения" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 29 марта 2016 г. N 86-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны |
Код страны по |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2016 г. N 1529-ст межгосударственный стандарт ГОСТ IEC 60335-2-34-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту IEC 60335-2-34:2015 "Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 2-34. Частные требования к мотор-компрессорам", издание 5.1 ("Household and similar electrical appliances - Safety - Part 2-34: Particular requirements for motor-compressors", IDT).
Международный стандарт разработан Международной электротехнической комиссией (IEC).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 Взамен ГОСТ IEC 60335-2-34-2012
Введение
В соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (Соглашение по ТБТ ВТО) применение международных стандартов - одно из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле.
Применение международных стандартов осуществляется путем принятия международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов.
С целью обеспечения взаимопонимания национальных органов по стандартизации в части применения международного стандарта Международной электротехнической комиссии (IEC) подготовлен ГОСТ IEC 60335-2-34-2016 "Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 2-34. Частные требования к мотор-компрессорам".
Настоящий стандарт относится к группе стандартов, регламентирующих требования безопасности бытовых и аналогичных электрических приборов, состоящей из части 1 (ГОСТ IEC 60335-1-2015 - Общие требования безопасности приборов), а также частей, устанавливающих частные требования к конкретным видам приборов.
Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ IEC 60335-1-2015.
Номера пунктов настоящего стандарта, которые дополняют разделы ГОСТ IEC 60335-1-2015, начинаются с цифры 101.
Требования к методам испытаний выделены курсивом.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, выделены полужирным шрифтом.
1 Область применения
Этот раздел части 1 заменен следующим.
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности герметизированных мотор-компрессоров герметичного или полугерметичного типа, их систем защиты и управления (при наличии), которые предназначены для использования с оборудованием для бытовых и аналогичных целей и которые соответствуют стандартам, применяемым к подобному оборудованию. Требования настоящего стандарта применяют к мотор-компрессорам, испытываемым отдельно при наиболее жестких условиях, которые могут возникнуть при нормальной эксплуатации, номинальным напряжением не более 250 В - для однофазных мотор-компрессоров и 480 В - для других мотор-компрессоров.
Стандарт также устанавливает требования:
- к многоскоростным мотор-компрессорам, скорость которых может быть установлена на разные значения;
- мотор-компрессорам с переменной производительностью, производительность которых регулируется фиксированными скоростями.
Примечание 101 - Примерами оборудования, оснащенного мотор-компрессорами, являются:
- холодильники, морозильники и льдогенераторы (IЕС 60335-2-24);
- воздушные кондиционеры, электрические тепловые насосы и осушители (IЕС 60335-2-40);
- коммерческие дозирующие приборы и торговые автоматы (IЕС 60335-2-75);
- заводские установки, предназначенные для охлаждения, кондиционирования воздуха, обогрева или комбинированных целей.
Настоящий стандарт не заменяет требования стандартов, применяемых к конкретному оборудованию, в котором используют мотор-компрессор. Однако если используемый тип мотор-компрессора соответствует требованиям настоящего стандарта, испытания, указанные для мотор-компрессора в стандарте на конкретное оборудование, можно не проводить совместно с прибором или в сборке с ним. Если система управления мотор-компрессором связана с системой управления конкретным прибором, могут быть необходимы дополнительные испытания прибора в сборе.
Насколько это возможно, настоящий стандарт устанавливает основные виды опасностей, связанных с применением приборов, оснащенных мотор-компрессорами, с которыми люди сталкиваются внутри и вне дома. Стандарт не учитывает опасности, возникающие:
- при использовании приборов детьми или инвалидами без надзора;
- при использовании приборов детьми для игр.
Примечания
102 Следует обратить внимание на следующее:
- для мотор-компрессоров, предназначенных для использования в приборах в транспортных средствах, на борту кораблей, самолетов, могут быть необходимы дополнительные требования;
- во многих странах национальные органы здравоохранения, охраны труда и др. предъявляют к приборам дополнительные требования.
103 Настоящий стандарт не распространяется:
- на мотор-компрессоры, предназначенные исключительно для промышленных целей;
- мотор-компрессоры, используемые в приборах, предназначенных для применения в местах с особыми условиями, например коррозионной или взрывоопасной средой (пыль, пар или газ).
104 Если мотор-компрессоры, работающие с хладагентом R-744 и используемые в транскритической системе охлаждения, оборудованы устройствами сброса давления, соответствие требованиям таких устройств проверяют при испытаниях прибора в сборе.
2 Нормативные ссылки
Этот раздел части 1 применяют со следующим дополнением.
IEC 60079-15:2010 Explosive atmospheres - Part 15: Equipment protection by type of protection "n" (Взрывоопасные среды. Часть 15. Электрооборудование с типом защиты "n")
IEC 60851-4:2005 Methods of test for winding wires - Part 4: Chemical properties (Методы испытаний проводов обмоток. Часть 4. Химические свойства)
IEC 60851-5:2008 Winding wires - Test methods - Part 5: Electrical properties (Провода обмоток. Методы испытаний. Часть 5. Электрические свойства)
ISO 7010:2011 Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Registered safety signs (Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Зарегистрированные знаки безопасности)
3 Термины и определения
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
3.101 мотор-компрессор (motor-compressor): Прибор, состоящий из механического компрессора и двигателя, которые находятся в одном герметизированном кожухе, без внешних уплотнений вала, с мотором, работающим в охлаждающей среде с маслом или без него.
Примечания
1 Кожух может быть полностью загерметизирован как сваркой, так и пайкой (герметичные мотор-компрессоры), или с использованием сальников (полугерметичные мотор-компрессоры). В герметичном кожухе могут находиться: клеммная коробка, ее кожух и другие электрические компоненты или электронная система управления.
2 Далее термин мотор-компрессор используют для герметичных мотор-компрессоров или для полугерметичных мотор-компрессоров.
3.102 кожух (housing): Герметизированный кожух мотор-компрессора, в котором находятся механизм компрессора и двигатель, и который подвергается давлению хладагента.
3.103 устройство тепловой защиты двигателя (thermal motor-protector): Автоматическое управляющее устройство, встроенное или установленное на мотор-компрессор, которое специально предназначено для защиты мотор-компрессора от перегрева в результате перегрузки во время работы или при запуске.
Примечания
1 Это управляющее устройство проводит ток к мотор-компрессору и чувствительно к одному или двум факторам:
- температуре мотор-компрессора;
- току мотор-компрессора.
2 Управляющим устройством можно осуществить перезапуск (вручную или автоматически), когда температура упадет до значения, позволяющего это сделать.
3.104 система защиты мотор-компрессора (motor-compressor protection system): Устройство тепловой защиты двигателя и сопряженные с ним элементы (при наличии) или защитная электронная цепь, полностью или частично отделенная или интегрированная в систему управления мотор-компрессора, которая специально предназначена для защиты мотор-компрессора от перегрева в результате перегрузки во время работы или при запуске.
Примечание 1 - Управляющее устройство проводит ток к мотор-компрессору и чувствительно к одному или сразу двум следующим факторам:
- температуре мотор-компрессора;
- току мотор-компрессора.
3.105 система управления мотор-компрессора (motor-compressor control system): Система, со стоящая из одного или нескольких электрических или электронных компонентов или электронных цепей, которые обеспечивают не менее одной из следующих функций:
- функцию управления запуском мотор-компрессора;
- функцию управления холодопроизводительностью мотор-компрессора.
3.106 пусковое реле (starting relay): Электрическое управляющее устройство, предназначенное для встраивания или соединения с мотор-компрессором, используемое в цепи мотор-компрессора для управления запуском однофазных мотор-компрессоров.
3.107 категория применения (application category): Давление всасывания, связанное с диапазоном температур испарения хладагента, против которого работает мотор-компрессор.
Примечание 1 - В настоящем стандарте введена следующая классификация категорий применения в зависимости от диапазона температур испарения:
- низкое давление всасывания (НДВ) [low back pressure (LBR)] - при диапазоне температур испарения, от минус 35°С до минус 15°С;
- среднее давление всасывания (СДВ) [medium back pressure (MBR)] - при диапазоне температур испарения от минус 20°С до 0°С;
- высокое давление всасывания (ВДВ) [high back pressure (HBR)] - при диапазоне температур испарения от минус 5°С до + 15°С или выше.
3.108 транскритическая система охлаждения (transcritical refrigeration system): Система охлаждения, в которой давление на стороне нагнетания выше давления, при котором парообразное и жидкое состояния хладагента могут существовать одновременно в термодинамическом равновесии.
3.109 расчетное давление [design pressure (DP)]: Манометрическое давление, определенное для транскритической системы охлаждения.
Примечание 1 - Его устанавливают для стороны нагнетания системы охлаждения.
3.110 устройство сброса давления (pressure relief device): Устройство, измеряющее давление, и предназначенное для автоматического уменьшения давления, когда давление в системе охлаждения превышает предустановленное значение давления для устройства.
Примечание 1 - В этом устройстве не предусмотрено регулирование установок конечным потребителем.
3.111 двухступенчатый мотор-компрессор (two-stage motor-compressor): Мотор-компрессор, содержащий два компрессора и один мотор в едином кожухе.
4 Общие требования
Этот раздел части 1 применяют.
5 Общие условия испытаний
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
5.2 Дополнение
Для испытаний по разделу 19 требуется не менее одного дополнительного образца, однако может потребоваться большее количество образцов.
Для испытаний по 22.7 требуется 2 образца кожуха.
5.7 Замена
Испытания проводят при температуре окружающей среды (205)°С.
5.8.2 Дополнение
Мотор-компрессоры с системами защиты мотор-компрессора с самовозвратом, предназначенные для работы при более чем одном номинальном напряжении, подвергают испытаниям по 19.101 и 19.103 при самом высоком напряжении.
5.10 Дополнение
Для испытаний по разделу 19 дополнительный образец или образцы должны быть идентичными испытываемому образцу, заполнены маслом, при необходимости, или газообразным хладагентом. Образец должен быть снабжен системой защиты мотор-компрессора, пусковым реле, пусковым конденсатором, рабочим конденсатором и системой управления, как указано изготовителем, за исключением того, что ротор должен быть заблокирован изготовителем.
Изготовитель или его представитель должен предоставить следующую информацию для каждого типа мотор-компрессора, представленного для испытаний:
- тип изоляции обмоток (синтетическая или целлюлозная);
- характеристики хладагента:
a) для однокомпонентных хладагентов не менее одного из следующих:
1) химическое наименование;
2) химическую формулу;
3) номер хладагента;
b) для смесевых хладагентов не менее одного из следующих:
1) химическое наименование и номинальные пропорции каждого из компонентов;
2) химическую формулу и номинальные пропорции каждого из компонентов;
3) номер хладагента и номинальные пропорции каждого из компонентов;
4) номер смесевого хладагента;
- типы и количество масла, которые должны быть использованы, если испытываемые образцы, работающие с маслом, не заправлены;
- категорию применения или категории применения для мотор-компрессоров, предназначенных для испытания в соответствии с приложением АА;
- возможность присоединения шнура питания непосредственно к зажимам мотор-компрессора;
- для мотор-компрессоров, предназначенных для приборов с транскритической системой охлаждения, испытательное давление для стороны высокого давления, если оно выше минимального испытательного давления.
5.11 Замена
Для мотор-компрессоров, которые могут быть использованы в приборах, где шнур питания присоединяется непосредственно к зажимам на мотор-компрессоре, испытываемый образец должен быть снабжен шнуром питания.
Примечание 101 - Любые дополнительные образцы, необходимые для испытаний, представляют без шнура питания.
5.101 Мотор-компрессоры, включая компрессоры с подогревом картера, испытывают как электромеханические приборы.
5.102 Принимая во внимание 6.104 защитные устройства, кроме заявленного испытываемого устройства, должны быть приведены в нерабочее состояние при испытаниях по приложению АА и разделу 19. Если заявлено несколько защитных устройств, каждое должно быть испытано отдельно.
5.103 Для каскадных систем, содержащих две или более цепи мотор-компрессора, каждую цепь мотор-компрессора испытывают отдельно в конечном изделии. IEC 60335-2-34 не применяют для этих систем, но каждый мотор-компрессор может быть испытан в соответствии с этим стандартом.
6 Классификация
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
6.101 Мотор-компрессоры без электронных схем, классифицируют как испытанные или не испытанные по приложению АА.
Мотор-компрессоры с электронными схемами, классифицируют как испытанные по приложению АА.
Мотор-компрессоры могут быть классифицированы как испытанные по приложению АА, только если мотор-компрессор представлен в комбинации или вместе с системой защиты мотор-компрессора или системой управления мотор-компрессором, при наличии, и могут быть настроены так, чтобы обеспечивать максимальную холодопроизводительность, независимо от любых входных датчиков, которые представлены только как часть конечного оборудования.
Примечание - Мотор-компрессоры, классифицируемые как не испытанные по приложению АА, обычно подвергают испытаниям на нагрев в условиях нормальной работы как единую систему при применении в конечном оборудовании в соответствии со стандартом на это оборудование.
Соответствие проверяют:
- при испытаниях по настоящему стандарту, включая испытания по приложению АА для мотор-компрессоров, испытываемых по этому приложению;
- испытаниях по настоящему стандарту, исключая испытания по приложению АА, для мотор-компрессоров, не испытываемых по этому приложению.
6.102 Мотор-компрессоры классифицируют как:
- предназначенные для подключения шнура питания прибора к зажимам мотор-компрессора или
- не предназначенные для подключения шнура питания прибора к зажимам мотор-компрессора.
Примечания
1 Мотор-компрессоры могут в обоих случаях поставляться с или без внешних компонентов, необходимых для присоединения шнура питания.
2 Мотор-компрессоры, предназначенные для присоединения шнура питания к их зажимам, могут также использоваться без шнура питания, присоединяемого напрямую к их зажимам.
3 Если мотор-компрессор используют без соответствующих компонентов или с компонентами, отличающимися от указанных производителем, могут потребоваться дополнительные испытания в соответствии со стандартом, применяемым к конкретному прибору.
Соответствие проверяют осмотром и соответствующими испытаниями.
6.103 Мотор-компрессоры классифицируют как защищенные или незащищенные защитными электронными схемами.
Это не исключает установку защитных электронных схем в конечной продукции, в этом случае большая часть испытаний по настоящему стандарту должна быть выполнена на конечном продукте. Соответствие проверяют осмотром и соответствующими испытаниями.
6.104 Изготовитель мотор-компрессора должен заявить средства защиты двигателя, устройство тепловой защиты двигателя, защитный импеданс, защитную электронную цепь или комбинацию из вышеуказанного.
Соответствие проверяют осмотром и соответствующими испытаниями.
6.105 Мотор-компрессоры, использующие хладагент R-744, следует классифицировать как имеющие транскритическую систему охлаждения или не транскритическую систему охлаждения.
Соответствие проверяют осмотром и соответствующими испытаниями.
7 Маркировка и инструкции
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
7.1 Изменение
Маркировка номинальной потребляемой мощности или номинального тока не требуется.
Мотор компрессоры, использующие воспламеняющиеся хладагенты, должны быть маркированы символом ISO 7010 W021.
7.5 Не применяют.
7.6 Дополнение
Символ ISO 7010 W021 |
Внимание; горючие материалы |
7.7 Не применяют.
7.12 Не применяют, кроме 7.12.1, который применяют.
7.13 Не применяют.
7.101 Хладагенты, которые могут быть использованы в мотор-компрессоре, должны быть перечислены в инструкции.
Соответствие проверяют осмотром.
8 Защита от доступа к токоведущим частям
Этот раздел части 1 применяют.
9 Пуск электромеханических приборов
Этот раздел части 1 не применяют.
10 Потребляемая мощность и ток
Этот раздел части 1 не применяют.
11 Нагрев
Этот раздел части 1 не применяют.
Примечание 101 - Для мотор-компрессоров этот раздел части 1 может быть заменен приложением АА.
12 Свободен
13 Ток утечки и электрическая прочность при рабочей температуре
Этот раздел части 1 не применяют, за исключением 13.3, как требуется в 19.104.
14 Динамические перегрузки по напряжению
Этот раздел части 1 применяют.
15 Влагостойкость
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
15.3 Дополнение
Примечание 101 - Не требуется проводить испытания мотор-компрессоров с зажимами со стеклянной изоляцией и не имеющих внешних управляющих устройств, защитных устройств или других компонентов.
16 Ток утечки и электрическая прочность
Этот раздел части 1 применяют.
17 Защита от перегрузки трансформаторов и соединенных с ними цепей
Этот раздел части 1 применяют.
18 Износостойкость
Этот раздел части 1 не применяют.
19 Ненормальная работа
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
19.1 Изменение
Требования к испытаниям следует заменить следующими.
Мотор-компрессоры испытывают по 19.14, 19.15, 19.101, 19.102, 19.103 и дополнительно, если требуется классификацией 6.101, испытаниям по приложению АА.
Мотор-компрессоры с электронными цепями, испытывают также по 19.11 и 19.12.
Условия ненормальной работы воспроизводят по одному.
Соответствие требованиям результатов испытаний по 19.11 и 19.12 оценивают по 19.13. Соответствие требованиям результатов испытаний по 19.101, 19.102 и 19.103 оценивают по 19.104. Соответствие требованиям результатов испытаний по приложению АА оценивают по приложению АА.
19.2 - 19.10. Не применяют.
19.11.2 Дополнение
Для имитации условий отказа, мотор-компрессор с электронной схемой работает в условиях раздела АА.5 присоединенный к замещающему контуру охлаждения по рисунку АА.1. Применяемая температура конденсации должна быть на 5 К ниже той, которая вызвала срабатывание защитной электронной цепи мотор-компрессора или остановку мотор-компрессора при испытании по разделу АА.5.
19.11.3 Замена
Если мотор-компрессор классифицируют как защищенный защитной электронной цепью и если эта защитная электронная цепь обеспечивает соответствие требованиям раздела 19 и приложения АА, испытания по 19.101, 19.102, 19.103 и приложению АА повторяют, при этом имитируют единичную неисправность, как указано в 19.11.2, перечисления а) - g).
Однако испытания по приложению АА не повторяют, если во время испытаний по приложению АА для мотор-компрессоров, классифицированных как испытываемые по приложению АА, система защиты мотор-компрессора не сработала. Испытания по приложению АА также не повторяют на мотор-компрессорах, классифицированных как не испытываемые по приложению АА.
19.11.4 Дополнение
Если испытания должны быть проведены, их следует проводить на конечной продукции.
Примечание 101 - Проведение данных испытаний по настоящему стандарту не обязательно, поскольку они выполняются на конечном оборудовании.
19.13 Дополнение
Если мотор-компрессор предназначен для использования воспламеняющихся хладагентов, и если при испытании по 19.11.2 и 19.11.3 какие-либо компоненты генерируют искры или создают дугу, это должно быть запротоколировано, если только компонент не является преднамеренно ослабленной частью или защитным устройством без самовозврата.
19.14 Замена
Мотор-компрессоры работают в условиях раздела АА.1. Контакт контактора или реле, которые срабатывают в условиях раздела АА.1, замыкают накоротко.
Если используют реле или контактор с более чем одним контактом, все контакты должны быть замкнуты накоротко одновременно.
Любые реле или контакторы, которые срабатывают только для обеспечения включения мотор-компрессора при нормальной эксплуатации, и которые не срабатывают другим образом при нормальной эксплуатации, не должны замыкаться накоротко.
Если более чем одно реле или контактор срабатывают по разделу АА.1, каждое такое реле или контактор замыкают накоротко поочередно.
Для мотор-компрессоров, которые используют альтернативные пусковые конденсаторы, испытание проводят с каждым альтернативным конденсатором поочередно.
Испытание проводят только на мотор-компрессорах, классифицированных как испытываемые по приложению АА.
Примечания
1 Для мотор-компрессоров, не классифицированных как испытываемые по приложению АА, данное испытание должно быть выполнено на конечном продукте.
2 Если мотор-компрессор имеет несколько режимов работы, испытания выполняют на мотор-компрессоре, работающем в каждом режиме, если необходимо.
19.101 Мотор-компрессор с системой защиты мотор-компрессора и связанные с ними компоненты, работающие при заблокированном роторе, соединяют в цепь, показанную на рисунке 101, и подключают к номинальному напряжению, как указано в 5.8.2.
Примечание 1 - Связанные компоненты, соответствующие требованиям раздела 24, при этом испытании не проверяют.
Мотор-компрессоров с системой тепловой защиты мотор-компрессора без самовозврата мотор-компрессор работает до тех пор, пока не произойдет достаточное количество срабатываний, чтобы убедиться, что не происходит автоматического повторения цикла. Количество срабатываний должно быть не менее трех, и они должны выполняться максимально быстро с минимальной задержкой 6 с.
Допускаются более длительные паузы, если задержка более 6 с является характерной для системы защиты или системы управления.
Все электромеханические компоненты системы защиты должны быть испытаны отдельно суммарно в течение 50 срабатываний с мотор-компрессором или с нагрузкой, соответствующей мотор-компрессору или большей.
Для мотор-компрессоров, оснащенных системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом, система защиты компрессора работает циклически в течение 15 дней или не менее 2000 циклов, в зависимости от того, что больше.
Мотор-компрессоры без системы защиты мотор-компрессора, защищенные только сопротивлением обмоток, присоединяют к цепи, как указано на рисунке 101, и включают на номинальное напряжение. Если мотор-компрессор рассчитан на работу при более чем одном номинальном напряжении, его испытывают при самом высоком напряжении.
После первых 72 ч испытаний с заторможенным ротором мотор-компрессор испытывают на электрическую прочность по 16.3.
Для мотор-компрессоров с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом, если система защиты не выполнила 2000 циклов к концу 15-дневного периода работы, испытания могут быть завершены при наличии следующих условий:
- температуру кожуха регистрируют на 12-й и 15-й день. Если в течение этого трехдневного периода температура не увеличилась более чем на 5 K, испытания могут быть закончены. Если температура увеличилась более чем на 5 K, испытания следует продолжить до тех пор, пока температура не будет увеличиваться более чем на 5 K в течение последующих трех дней или в течение не менее чем 2000 циклов работы системы защиты компрессора, в зависимости от того, что короче;
- компоненты в цепи соответствуют требованиям раздела 24 при токе и коэффициенте мощности, не менее измеренных при испытаниях.
Примечания
2 Если мотор-компрессор, система защиты мотор-компрессора с самовозвратом предназначены для использования с более чем одним хладагентом, проводят только одно испытание, рассчитанное на 15 дней, при этом хладагент выбирает изготовитель.
3 Указанные процедуры испытаний могут быть при необходимости изменены для того, чтобы оценить системы защиты мотор-компрессора, которые имеют специальные или индивидуальные свойства.
Мотор-компрессоры с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом, рассчитанные на одно или более номинальных напряжений, испытывают также при самом низком напряжении в течение 3 ч.
Примечание 4 - Для испытаний при самом низком напряжении может быть использован отдельный образец.
Для мотор-компрессоров, в которых конструкция системы защиты или системы управления предполагает, что обмотка обесточивается надолго, мотор-компрессор и систему защиты, при наличии, вместе со всеми связанными компонентами, которые работают при заторможенном роторе, обесточивают. Эту процедуру повторяют максимально быстро до тех пор, пока не будут выполнены 10 операций с минимальной паузой 6 с. Более долгие паузы допускаются, если задержка более чем на 6 с является характерной для системы защиты или системы управления.
Если мотор-компрессор рассчитан на работу при более чем одном номинальном напряжении, его испытывают при всех значениях номинального напряжения.
Если мотор-компрессор рассчитан на работу в диапазоне напряжений, его испытывают при верхнем и нижнем пределах напряжения.
Мотор-компрессоры, не оснащенные системой защиты мотор-компрессора, оставляют под напряжением, как описано выше, на 15 дней. Температуру кожуха регистрируют на 12-й и 15-й день. Если в течение этих трех дней температура не возрастет более чем на 5 K, испытания можно завершить.
19.102 Испытания по 19.101 повторяют до первого срабатывания для системы защиты мотор-компрессора без самовозврата или не менее 3 ч для системы защиты мотор-компрессора с самовозвратом при следующих условиях:
- с разомкнутыми поочередно пусковым и рабочим конденсаторами;
- с замкнутыми накоротко поочередно пусковым и рабочим конденсаторами, кроме случаев, когда они были испытаны и подтверждено их соответствие требованиям класса защиты конденсаторов Р2 по IEC 60252-1.
Примечания
1 Нет необходимости проводить испытания с разомкнутыми конденсаторами для мотор-компрессоров, в которых разомкнутые конденсаторы отключают пусковую обмотку от цепи.
2 Для мотор-компрессоров, оснащенных системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом, которые рассчитаны на более чем одно номинальное напряжение, нет необходимости повторять испытания при самом низком напряжении.
3 Данное испытание может быть проведено на отдельных образцах.
19.103 Трехфазные мотор-компрессоры с системами защиты мотор-компрессора и связанные с ними компоненты, работающие при заблокированном роторе, соединяют в цепь, аналогичную той, которая изображена на рисунке 101, цепь должна быть соответствующим образом модифицирована для трехфазных мотор-компрессоров. Мотор-компрессоры включают на номинальное напряжение, но с одной фазой, отсоединенной от мотор-компрессора в течение следующих периодов:
- для мотор-компрессоров с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом - на 3 ч;
- для мотор-компрессоров с системой защиты мотор-компрессора без самовозврата - до первого срабатывания системы защиты мотор-компрессора;
- для мотор-компрессоров, не оснащенных системой защиты мотор-компрессора, - на 3 ч.
Примечание - Данное испытание может быть проведено на отдельных образцах.
19.104 Во время испытаний по 19.101, 19.102 и 19.103:
- система защиты мотор-компрессора должна быть работоспособна;
- температура кожуха и температура доступных поверхностей связанных компонентов должна быть не более 150°С;
- устройство защитного отключения, показанное на рисунке 101, не должно срабатывать;
- мотор-компрессор и связанные с ним пусковое реле и система защиты мотор-компрессора не должны испускать пламени, искр или расплавленного металла.
После завершения испытаний по 19.101, 19.103 и испытаний по 19.102, которые проводят при разомкнутых пусковом и рабочем конденсаторах:
- кожухи не должны быть деформированы до такой степени, чтобы нарушилось соответствие требованиям раздела 29;
- система защиты мотор-компрессора должна функционировать;
- мотор-компрессор должен выдержать:
1) испытания на ток утечки по 16.2, при этом испытательное напряжение подается между обмотками и кожухом;
2) испытания на электрическую прочность по 13.3 части 1.
Если испытания по 19.102 проводят с пусковым и рабочим конденсаторами, замкнутыми накоротко поочередно, то по завершении испытаний:
- кожухи не должны быть деформированы до такой степени, что нарушается соответствие требованиям раздела 29;
- мотор-компрессор должен выдержать:
1) испытания на ток утечки по 16.2, при этом испытательное напряжение подается между обмотками и кожухом;
2) испытания на электрическую прочность по 13.3 части 1;
- система защиты мотор-компрессора должна функционировать или оставаться постоянно разомкнутой.
Если система защиты мотор-компрессора постоянно остается разомкнутой, испытания по 19.102 с пусковым и рабочим конденсаторами, замкнутыми накоротко, следует повторить на трех дополнительных образцах, при этом системы защиты на всех трех дополнительных образцах должны оставаться постоянно разомкнутыми после завершения испытаний.
Примечание - Испытание может быть повторено на трех новых мотор-компрессорах; или на мотор-компрессорах, испытанных первоначально с замененной системой защиты мотор-компрессора, причем система защиты мотор-компрессора должна быть того же типа.
19.105 Трехфазные мотор-компрессоры должны быть оснащены защитой от повреждения одной фазы.
Примечание 1 - Повреждение одной фазы означает, что одна из трех входных линий первичной обмотки трансформатора, питающего мотор-компрессор, отсоединена.
Соответствие проверяют следующим испытанием.
Мотор-компрессор с заблокированным ротором подключают к трансформатору с соединением обмоток по схеме звезда-треугольник или треугольник-звезда с таким коэффициентом трансформации, чтобы его выходное напряжение равнялось номинальному напряжению мотор-компрессора. Трансформатор должен питаться от такого входного напряжения, чтобы его выходное напряжение было равно номинальному напряжению мотор-компрессора. Одну из фаз, питающих входную обмотку трансформатора, размыкают таким образом, чтобы максимальный ток протекал через незащищенную обмотку мотор-компрессора.
Испытания продолжаются в течение следующих периодов:
- 24 ч - для компрессоров, оснащенных системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом;
- до первого срабатывания системы защиты для мотор-компрессоров, оснащенных системой защиты мотор-компрессора без самовозврата.
Мотор-компрессоры, рассчитанные на более чем одно номинальное напряжение, испытывают при каждом напряжении.
Однако, мотор-компрессоры с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом, рассчитанные на более чем одно номинальное напряжение, испытывают при самом высоком напряжении в течение 24 ч и при самом низком напряжении в течение 3 ч.
Примечание 2 - Отдельные образцы могут быть использованы для испытаний мотор-компрессоров, рассчитанных на более чем одно номинальное напряжение, для каждого значения номинального напряжения.
При испытаниях:
- температура кожуха и температура доступных поверхностей связанных с ними компонентов не должна превышать 150°С;
- обмотка компрессора не должна быть повреждена;
- компрессор и система защиты компрессора не должны испускать пламени, искр или расплавленного металла.
Примечание 3 - Обмотки мотор-компрессора считают поврежденными, если обмотки размыкаются или мотор-компрессор не соответствует требованиям испытаний на электрическую прочность. Мотор-компрессоры с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом также считают поврежденными, если есть изменения в относительном распределении токов при испытании или значение тока, измеренного по окончании испытания, отличаются более чем на 5% от значений тока, измеренного через 3 ч после начала испытания, или при первом завершении работы системы защиты по истечении этих трех часов.
Непосредственно после этого испытания мотор-компрессор должен выдерживать испытание по 16.3 на электрическую прочность изоляции.
Трехфазный мотор-компрессор считают соответствующим требованиям защиты от повреждения одной фазы без необходимости проведения других испытаний, за исключением указанных в 19.101, 19.102 и 19.103, если он защищен одним из следующих устройств:
- устройством защиты от сверхтока каждой фазы питания, которое поставлено вместе с мотор-компрессором или номинальные характеристики которого указаны изготовителем мотор-компрессора;
- системой защиты мотор-компрессора, чувствительной к току электродвигателя, установленной симметрично в центре соединения с мотор-компрессором по схеме "звезда", которая одновременно размыкает не менее двух обмоток;
- системой защиты мотор-компрессора, расположенной в каждой обмотке мотор-компрессора, которая активирует вспомогательные контакты для управления питанием катушки контактора питания мотор-компрессора и реагирует на один из перечисленных факторов:
1) ток мотор-компрессора,
2) температуру мотор-компрессора.
20 Устойчивость и механические опасности
Этот раздел части 1 применяют.
21 Механическая прочность
Этот раздел части 1 применяют.
22 Конструкция
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
22.2 Не применяют.
22.5 Не применяют.
22.7 Замена
Кожухи должны выдерживать давление, возможное при нормальной эксплуатации.
Соответствие проверяют следующими испытаниями.
Кожух, который подвергают высокому давлению нагнетания, должен выдерживать давление:
- для не транскритических систем охлаждения - минимум в 3,5 раза выше давления насыщенного пара хладагента при температуре 70°С, округленного в большую сторону на 0,5 МПа (5 бар).
- для R-744 не транскритических систем охлаждения - минимум в 3,5 раза выше давления насыщенного пара хладагента при температуре 27°С, округленного в большую сторону на 0,5 МПа (5 бар);
Примечание 101 - Пример расчета испытательного давления для хладагента R-22 (субкритический): Давление насыщенного пара при 70°С (измерено с учетом атмосферного давления при STP) = 2,89 МПа (28,9 бар).
Испытательное давление: = 3,5 x 2,89 МПа (28,9 бар);
= 10,1 МПа (101 бар);
= 10,5 МПа (105 бар), округленное в большую сторону на 0,5 МПа (5 бар);
- для транскритических систем охлаждения - в 3 раза выше расчетного давления, но не менее минимального испытательного давления, указанного в таблице 101;
- если в мотор-компрессоре используется обходной клапан, минимально в 3 раза выше максимального давления стороны высокого давления, но не менее минимального испытательного давления, указанного в таблице 101.
Испытательные значения для некоторых хладагентов приведены в таблице 101. Однако значения могут быть недостаточно высокими для некоторых применений.
Таблица 101 - Минимальное испытательное давление на стороне нагнетания
Кожух, подверженный давлению всасывания как для субкритических, так и для транскритических применений, следует подвергать давлению, в пять раз большему давления насыщенного пара хладагента при температуре 20°С или равному 2,5 МПа (25 бар), в зависимости от того, что больше, округленному в большую сторону на 0,2 МПа (2 бара).
Кожух, подверженный давлению только на стороне низкого давления в R-744 не транскритических систем охлаждения, следует подвергать давлению, равному не менее, чем в пять раз большему давления насыщенного пара хладагента при температуре мину 6,5°С или равному 13,5 МПа (135 бар), в зависимости от того, что больше, округленному в большую сторону на 0,2 МПа (2 бара).
Кожух, подверженный только давлению на стороне низкого давления в транскритических системах охлаждения, следует подвергать давлению, равному не менее чем в пять раз большему расчетного давления, но не менее минимального испытательного давления, указанного в таблице 102.
В мотор-компрессорах, использующих обходной клапан, кожух, подверженный давлению только на стороне низкого давления, следует подвергать давлению, равному не менее чем в три раза большему максимального давления низкой стороны, но не менее минимального испытательного давления, указанного в таблице 102.
Испытательные значения для некоторых хладагентов приведены в таблице 102. Однако значения могут быть недостаточно высокими для некоторых применений.
Примечание 102 - Пример расчета испытательного давления для хладагента R-22 (субкритический):
Давление насыщенного пара при 20°С (измерено с учетом атмосферного давления при STP) = 0,81 МПа (8,1 бар).
Испытательное давление: = 5 х 0,81 МПа (8,1 бар);
= 4,05 МПа (40,5 бар);
= 4,2 МПа (42 бара), округленное в большую сторону на 0,2 МПа (2 бара).
Таблица 102 - Минимальное испытательное давление на стороне всасывания
Хладагент |
Тип |
Испытательное давление |
|
МПа |
(бар) |
||
Не транскритический: |
|
|
|
CCL2F2 |
R-12 |
2,5 |
(25) |
CF3CH2F |
R-134a |
2,5 |
(25) |
CHCL2F2 |
R-22 |
4,2 |
(42) |
По массе: |
|
|
|
73,8% R-12 + 26,2% R-152a |
R-500 |
2,9 |
(29) |
48,8% R-22 + 51,2% R-115 |
R-502 |
4,5 |
(45) |
44% R-125 + 52% R-143a + 4% R-134a |
R-404A |
5,0 |
(50) |
50% R-125 + 50% R-143a |
R-507 |
5,5 |
(55) |
25% R-125 + 52% R-134a + 23% R-32 |
R-407C |
4,0 |
(40) |
50% R-125+ 50% R-32 |
R-410A |
7,0 |
(70) |
Транскритический СO2 |
R-744 |
28,6 |
(286) |
He транскритический СO2 |
R-744 |
14,0 |
(140) |
Примечание 103 - Дополнительная информация относительно числовых обозначений хладагентов может быть приведена в ISO 817.
Для смесевых хладагентов за давление насыщенного пара принимают давление при температуре конденсации.
Для двухступенчатых мотор-компрессоров с прямым выпуском на второй ступени кожух считается подверженным давлению всасывания.
Для двухступенчатых мотор-компрессоров без прямого выпуска на второй ступени кожух считается подверженным давлению нагнетания.
Испытание следует проводить с двумя образцами. Образцы заполняют жидкостью, например водой, чтобы удалить воздух, и подсоединяют к гидравлической насосной системе. Давление постепенно увеличивают до достижения необходимого испытательного давления. Такое давление поддерживают в течение 1 мин, при этом образец не должен протекать, за исключением мест, указанных далее.
В случаях, когда сальники используют для герметизации кожуха полугерметичного мотор-компрессора, протечку на сальниках не считают неисправностью, при условии что утечка возникает при давлении, на 40% большем необходимого испытательного давления.
В случае возникновения утечки испытания следует повторить на образце, специально подготовленном изготовителем так, чтобы избежать утечек на сальниках.
Для полугерметичных мотор-компрессоров, в которых применяют обходной клапан, передающий давление со стороны нагнетания на сторону всасывания при предустановленном перепаде давления, кожух должен выдерживать необходимое испытательное давление, даже при возникновении протечки на сальниках.
Примечание 104 - Все значения давления - манометрические.
22.9 Дополнение
Материалы изоляции внутри кожуха мотор-компрессора должны быть совместимыми с используемым хладагентом и маслом.
Для типов хладагента и масла, для использования с которыми предназначен мотор-компрессор, соответствие изоляции обмоточных проводов проверяют испытаниями по приложению ВВ, а для мотор-компрессоров, не использующих масло, соответствие проверяют испытанием на стойкость к воздействию хладагента по разделу 16 IEC 60851-4.
Для испытаний по разделу 16 IEC 60851-4 процентное содержание экстрагируемого вещества не должно превышать 0,5%. Напряжение пробоя должно быть не менее 75% от минимального указанного значения.
Для типов хладагента и масла, для использования с которыми предназначен мотор-компрессор, соответствие крепления проводов и изоляционных материалов, за исключением изоляции обмоток проводов соответствие проверяют испытаниями по приложению СС.
22.14 Не применяют.
22.21 Дополнение
Примечание 101 - Требование применяют только к внешним частям мотор-компрессора.
22.101 Мотор-компрессоры, используемые в транскритической системе охлаждения, оснащенные устройством сброса давления со стороны нагнетания или выпускной трубкой мотор-компрессора, не должно иметь других устройств отключения или компонентов системы, которые создают сброс давления, за исключением трубопровода между мотор-компрессором и устройством сброса давления.
Примечание - Необходимое устройство сброса давления может быть установлено изготовителем мотор-компрессора или изготовителем оборудования.
Соответствие проверяют осмотром.
23 Внутренняя проводка
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
23.8 Дополнение
Примечание 101 - Требования не применяют к проводке внутри кожуха.
24 Компоненты
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
24.1.4 Дополнение
Количество циклов работы:
- пусковых реле - 100000;
- устройств тепловой защиты двигателя с самовозвратом для мотор-компрессоров* - 2000;
- устройств тепловой защиты двигателя без самовозврата для мотор-компрессоров - 50.
24.101 В мотор-компрессорах, использующих воспламеняющиеся хладагенты, компоненты, которые могут создавать дугу или искры при нормальной эксплуатации в конечном оборудовании, должны соответствовать требованиям IEC 60079-15, с изменениями по приложению DD, для группы газов ПА или используемого хладагента. Это требование не применяют к компонентам внутри кожуха.
Соответствие проверяют осмотром и испытаниями по IEC 60079-15.
25 Присоединение к источнику питания и внешние гибкие шнуры
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего, если это требуется по классификации, установленной в 6.102.
25.1 Дополнение Приборы должны быть снабжены средством присоединения к сети питания:
- комплектом зажимов для подключения шнура питания.
25.7 Не применяют.
26 Зажимы для внешних проводов
Этот раздел части 1 применяют, если это требуется по классификации, установленной в 6.102.
27 Заземление
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
27.1 Дополнение
Зажим заземления требуется, если мотор-компрессор классифицирован в соответствии с 6.102, как предназначенный для непосредственного присоединения шнура питания прибора к зажимам мотор-компрессора.
28 Винты и соединения
Этот раздел части 1 применяют.
29 Воздушные зазоры, пути утечки и непрерывная изоляция
Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.
29.1 Дополнение
Значения воздушных зазоров менее установленных в таблице 16 не допустимы для основной и функциональной изоляции внутри кожуха, кроме значений, указанных в 29.1.1 и 29.1.4.
29.1.1 Дополнение
Воздушные зазоры внутри кожуха компрессора должны быть не менее 1,0 мм для номинального импульсного напряжения 1500 В.
29.1.4 Дополнение
Воздушные зазоры внутри кожуха уменьшают на 0,5 мм для номинальных импульсных напряжений 2500 В или более. Между проводами обмотки и выводами обмотки для двигателей или устройств тепловой защиты двигателя минимальный воздушный зазор не устанавливают.
29.2 Дополнение
Степень загрязнения 1 применяют внутри кожуха.
29.2.1 Изменение
Примечание 2 к таблице 17 дополнить следующим.
Требование не применяют к зажимам со стеклянной изоляцией, где защита от коррозии обеспечивается стеклом.
29.2.4 Изменение
Примечание 2 к таблице 18 дополнить следующим.
Требование не применяют к зажимам со стеклянной изоляцией, где защита от коррозии обеспечивается стеклом.
30 Теплостойкость и огнестойкость
Этот раздел части 1 применяют только к неметаллическим и изолирующим материалам вне кожуха, за исключением следующего.
30.2.2 Не применяют.
31 Стойкость к коррозии
Этот раздел части 1 применяют только к частям вне кожуха.
32 Радиация, токсичность и подобные опасности
Этот раздел части 1 не применяют.
Рисунок 101 - Цепь питания для испытания однофазного мотор-компрессора с заторможенным ротором
_____________________________
* 2000 или количество срабатываний в течение 15-дневных испытаний при заторможенном роторе по 19.101, в зависимости от того, что больше.
Приложения
Приложения части 1 применяют, за исключением следующего.
Библиография
Библиографию части 1 применяют, за исключением следующего. Дополнение | |
Household and similar electrical appliances - Safety - Part 2-11: Particular requirements for tumble dryers (Приборы электрические бытового и аналогичного назначения. Безопасность. Часть 2-11: Частные требования к сушилкам барабанного типа) |
|
Household and similar electrical appliances - Safety - Part 2-24: Particular requirements for refrigerating appliances, ice-cream appliances and ice-makers (Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 2-24. Частные требования к холодильным аппаратам, мороженицам и льдогенераторам) |
|
IEC 60335-2-40:2013 |
Household and similar electrical appliances - Safety - Part 2-40: Particular requirements for electrical heat pumps, air-conditioners and dehumidifiers (Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 2-40. Частные требования к электрическим тепловым насосам, кондиционерам и осушителям воздуха) |
IEC 60335-2-75:2012 |
Household and similar electrical appliances - Safety - Part 2-75: Particular requirements for commercial dispensing appliances and vending machines (Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 2-75. Частные требования к дозирующим устройствам и торговым автоматам) |
IEC 60335-2-89:2010 |
Household and similar electrical appliances - Safety - Part 2-89: Particular requirements for commercial refrigerating appliances with an incorporated or remote refrigerant unit or compressor (Приборы электрические бытового и аналогичного назначения. Безопасность. Часть 2-89. Частные требования к коммерческим холодильникам со встроенным или выносным узлом конденсации хладагента или компрессором) |
Refrigerants - Designation and safety classification (Хладагенты. Обозначение и классификация по безопасности) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ IEC 60335-2-34-2016 "Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 2-34. Частные требования к мотор-компрессорам" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2016 г. N 1529-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 июля 2017 г.
Приказом Росстандарта от 29 июля 2024 г. N 988-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 сентября 2025 г. введен в действие ГОСТ IEC 60335-2-34-2024
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2018 г., N 7
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Поправка (ИУС 2023 г., N 9)
Изменения вступают в силу с 11 сентября 2023 г.