Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 22852-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения размера и периода выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком", внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко, Д.И. Савельевым.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" изменения, предусматривающие увеличение продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет, а также установление его размера для лиц, указанных в абзацах шестом-восьмом части первой статьи 13 Федерального закона N 81-ФЗ (составляющего минимальный размер такого пособия для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию): по уходу за первым ребенком - в размере минимального размера оплаты труда, по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
Комитет понимает мотивы, которыми руководствовались авторы законопроекта. Согласно нормам Трудового кодекса Российской Федерации, матерям (отцам), подлежащим обязательному социальному страхованию и фактически осуществляющим уход за ребенком, по месту работы предоставляется отпуск по уходу за ребенком до трех лет, но ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается только до полутора лет.
Комитет отмечает следующее.
1. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Одновременно обращаем внимание, в указанной норме указывается, что применение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) для других целей не допускается.
При этом, авторы законопроекта предлагают новую редакцию части 1 статьи 15 Федерального закона N 81-ФЗ. Согласно изменениям ежемесячное пособие по уходу за ребенком для лиц, указанных в абзацах шестом-восьмом части первой статьи 13 Федерального закона N 81-ФЗ должен будет равняться МРОТ по уходу за первым ребенком и двум МРОТ по уходу за вторым и последующими детьми. При этом необходимо обратить внимание, что в данных абзацах установлено право отдельных категорий лиц на ежемесячное пособие, а именно лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию.
Таким образом, МРОТ не может применяться для определения размера пособия этой категории граждан.
2. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с 2005 года решение вопросов по социальной поддержке семей, имеющих детей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что в регионах страны сложилась соответствующая система мер поддержки семей, имеющих детей, включающая, в том числе, различные пособия, иные денежные выплаты. В ряде субъектов Российской Федерации, в частности, установлены социальные выплаты на детей, не посещающих дошкольные образовательные организации. В Самарской области, к примеру, ежемесячное пособие на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию, составляет 1000 рублей за воспитание первого ребенка; 1500 рублей за второго ребенка и 2000 рублей за третьего и последующих детей.
Кроме того, с 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" введена новая мера социальной поддержки семей в виде ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. Так, в 2017 году 50 субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации, предоставляется финансовая поддержка из федерального бюджета.
3. Согласно финансово-экономическому обоснованию к данному законопроекту его принятие потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
При этом в нарушении положения пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект федерального закона не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
4. Правительство Российской Федерации, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике законопроект не поддерживают.
Правовое управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации также высказало замечания.
На законопроект поступили отзывы, предложения и замечания из органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из законодательных органов поступило всего 32 отзыва, из них в поддержку законопроекта 17; из исполнительных органов поступило 40 отзывов, из них 10 в поддержку законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию рассматриваемого проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.