Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 81-КГ17-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кузбассэнего" на решение Кемеровского областного суда от 9 февраля 2017 г., апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 19 апреля 2017 г. и определение Кемеровского областного суда от 18 мая 2017 г. по материалам истребованного дела по административному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 28 сентября 2016 г. N 34 в части установления по заявлению ОАО "Кузбассэнерго" кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" Скороходова Д.В, представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа Конищева А.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (далее - КУМИ Мысковского городского округа) обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области (далее - Комиссия) от 28 сентября 2016 года N 34 в части установления по заявлению ОАО "Кузбассэнерго" (правопредшественник ПАО "Кузбассэнерго") кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 42:29:0103017:2, площадью 382 102 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, севернее промплощадки ТУ ГРЭС, в размере его рыночной стоимости 62 459 000 руб.,
- с кадастровым номером 42:29:0103017:39, площадью 141 716 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, Володина протока р. Томи, в размере его рыночной стоимости 23 165 000 руб.,
- с кадастровым номером 42:29:0103017:11, площадью 17 402 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, в северной части пос. Притомский, в размере его рыночной стоимости 1 951 000 руб.,
- с кадастровым номером 42:29:0103017:12, площадью 10 317 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, в северной части пос. Притомский, в размере его рыночной стоимости 3 290 000 руб.
Решением Кемеровского областного суда от 9 февраля 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 19 апреля 2017 г., требования КУМИ Мысковского городского округа удовлетворены.
Определением Кемеровского областного суда от 18 мая 2017 г. ПАО "Кузбассэнерго" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, ПАО "Кузбассэнерго", ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение Кемеровского областного суда от 9 февраля 2017 г., апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 19 апреля 2017 г. и определение Кемеровского областного суда от 18 мая 2017 г.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 04 июля 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы ПАО "Кузбассэнерго" и материалов дела нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно материалам дела, решением Комиссии от 28 сентября 2016 г. N 34 удовлетворено заявление ОАО "Кузбассэнерго" от 1 сентября 2016 г. на основании предъявленного заявителем отчета, составленного оценщиком ООО "Независимая оценка собственности" Кириченко Е.Н. от 22 августа 2016 г. N 160711, согласно которому установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером 42:29:0103017:2 - 62 459 000 руб.; с кадастровым номером 42:29:0103017:39 - 23 165 000 руб.; с кадастровым номером 42:29:0103017:11 - 1 951 000 руб.; с кадастровым номером 42:29:0103017:12 - 3 290 000 руб.
Делая вывод о незаконности решения Комиссии в оспариваемой части, судебные инстанции исходили из того, что решение об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, которая отличается о кадастровой стоимости более чем на 30%, принято Комиссией в отсутствии положительного экспертного заключения на отчет об оценке, представление которого предусмотрено пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок).
Между тем, согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Данный перечень является исчерпывающим.
Ранее положения указанной статьи Закона об оценочной деятельности предусматривали необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Однако в соответствии с изменениями, внесенными в статью 24.18 Закона об оценочной деятельности Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", данное положение утратило силу.
При этом соответствующие изменения в Порядок создания и работы Комиссии, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263, не вносились.
Исходя из того, что федеральные законы имеют большую юридическую силу по сравнению с подзаконными нормативными актами, положения Порядка подлежат применению в части, не противоречащей Закону об оценочной деятельности.
В связи с допущенными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 9 февраля 2017 г., апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 19 апреля 2017 г. и определение Кемеровского областного суда от 18 мая 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Кемеровский областной суда ином составе судей.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 81-КГ17-15
Текст определения официально опубликован не был