Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 43-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 июня 2017 года, которым удовлетворён административный иск Мизирева В.И. об оспаривании пунктов 1489, 1493, 1496, 1497, 1500 и 1502 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утверждённого постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 586.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 декабря 2015 года Правительством Удмуртской Республики издано постановление N 586, которым утверждён Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Согласно пунктам 1489, 1493, 1496, 1497, 1500 и 1502 данного Перечня налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении помещений с кадастровыми номерами ... находящихся в здании по адресу: ...
Индивидуальный предприниматель Мизирев В.И., являющийся собственником указанных помещений, обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании пунктов 1489, 1493, 1496, 1497, 1500 и 1502 названного Перечня объектов недвижимости недействующими с момента принятия, ссылаясь на противоречие оспариваемых норм подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункту 1 части 1 статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 июня 2017 года административный иск удовлетворён: пункты 1489, 1493, 1496, 1497, 1500 и 1502 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 586, признаны недействующими с момента принятия.
В апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Мизиревым В.И. представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, а также письменное заключение прокурора Генеральной прокуратуры Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не находит.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 и пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Частью 1 статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 м2 и помещений в них, за исключениями, приведёнными в этой же части статьи 1.1 данного закона.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, Правительство Удмуртской Республики обязано доказать законность включения названных выше помещений в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов административного дела, названные выше помещения включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как помещения, расположенные в здании, предназначенном для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения (то есть административно-делового центра), ранее входящего в состав имущественного комплекса в качестве заводоуправления (здание административно-бытового корпуса).
Вместе с тем здание, в котором расположены принадлежащие Мизиреву В.И. помещения, как объект права не зарегистрировано и на учёт не поставлено. В этой связи Правительству Удмуртской Республики следовало установить фактическое использование этих помещений. Однако, виды фактического использования этих помещений Правительством Удмуртской Республике определены только в июне 2017 года, то есть после включения этих помещений в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества. Данное обстоятельство может служить основанием для включения указанных помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в будущем.
Здание, в котором находятся названные выше помещения, расположено на земельном участке, вид разрешённого использования которого - "для эксплуатации и обслуживания производственных, складских зданий и здания канализационной насосной станции N 8".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности предназначения принадлежащих Мизиреву В.И. помещений для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения на день их включения в оспариваемый перечень является правильным. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводом суда о том, что при таких обстоятельствах оснований для включениях принадлежащих Мизиреву В.И. помещений в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на 2016 года не имелось.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы Правительства Удмуртской Республики повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка, основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 43-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был