Определение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2017 г. N 307-КГ17-11823
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев по материалам истребованного дела кассационные жалобы Правительства Тверской области и Министерства финансов Тверской области на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.06.2017 по делу N А66-9891/2015 Арбитражного суда Тверской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шелл Нефть" (далее - общество) о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области, выразившегося в уклонении от принятого распоряжения о предоставлении субсидии, выплачиваемой филиалу общества в городе Торжке Тверской области за 2014 год, а также о возложении на него обязанности принять указанное распоряжение в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения суда по данному делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области и Министерство экономического развития Тверской области, установила:
общество, реализовав проект по созданию производства смазочных материалов марки SHELL, обеспечивающий создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области, 12.08.2014 обратилось в Минэкономразвития области с заявлением о предоставлении субсидии по налогу на имущество за 2014 год в соответствии с пунктом 6.1 Порядка предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 28.08.2008 N 259-па (в редакции постановления администрации Тверской области от 10.06.2014 N 116-пп) (далее - Порядок N 259-па) с приложением соответствующих документов.
Минэкономразвития области на основании заявления общества подготовило проект распоряжения Правительства Тверской области о предоставлении субсидии из бюджета области и направило его на согласование в Министерство финансов Тверской области и Министру Тверской области по обеспечению контрольных функций.
От Министерства финансов Тверской области получено заключение о нецелесообразности принятия проекта в виду того, что при формировании параметров бюджета Тверской области на 2015-2017 годы на заседании Бюджетной комиссии Тверской области принято решение о сокращении расходов на предоставление юридическим лицам субсидий из областного бюджета в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области.
С учетом заключения Министерства финансов Тверской области руководителем аппарата Правительства Тверской области 18.09.2014 проект распоряжения возвращен в Минэкономразвития Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2014 N 708-пп приостановлено действие Порядка N 259-па. Названное постановление вступило в силу 01.01.2015 и действовало до 31.12.2015.
Постановлением Правительства Тверской области от 12.12.2015 N 604-пп Порядок N 259-па признан утратившим силу с 01.01.2016.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 12.12.2015 N 604-пп" имеется в виду "от 14.12.2015 N 604-пп"
Поскольку Правительством Тверской области не было принято распоряжение о предоставлении обществу субсидии, общество, полагая, что нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28.12.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды исходили из отсутствия на момент принятия решений нормативного акта, устанавливающего основания и порядок предоставления субсидий юридическим лицам из областного бюджета в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области. После 01.01.2016 Правительство Тверской области не вправе принимать соответствующие решения. Незаконное бездействие со стороны Правительства Тверской области отсутствовало.
Кроме того, суды сослались на то, что Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов" с 03.07.2013 введен прямой запрет на предоставление субсидий юридическим лицам - производителя подакцизных товаров. На момент подачи заявления о предоставлении субсидии общество являлось и в настоящий момент является производителем подакцизных товаров, что им не оспаривается.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.06.2017 названные судебные акты отменены. Признано незаконным бездействие Правительства Тверской области, выразившееся в уклонении от принятия распоряжения о предоставлении субсидии, выплачиваемой обществу за 2014 год. Суд обязал Правительство Тверской области принять распоряжение о предоставлении субсидии, выплачиваемой обществу за 2014 год.
Суд кассационной инстанции исходил из того, что Правительство области в разумные сроки не исполнило свою обязанность по принятию предусмотренного Порядком N 259-па распоряжения о предоставлении субсидии, что повлекло нарушение права общества как добросовестного инвестора. Правительство области неправомерно бездействовало, не приняв какого-либо решения по существу на основании представленных обществом документов. Доказательств несоответствия поданных обществом документов требованиям Порядка N 259-па Правительством области не представлено.
Суд отметил, что требования общества не затрагивают вопроса о фактической выплате субсидии, а также сами по себе не нарушают положения статьи 78 Бюджетного кодекса.
В случае недостаточности денежных средств в областном бюджете действия уполномоченного органа регламентированы пунктами 5.22-5.24 Порядка N 259-па, которыми установлен механизм, позволяющий сбалансировать бюджет, как в текущем году, так и в последующие годы. Принятие распоряжения о предоставлении субсидии не зависит от достаточности денежных средств в областном бюджете.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявители просят отменить постановление суда округа, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.
Полностью соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, Правительство Тверской области и Министерство финансов Тверской области также ссылаются на следующее.
Бюджеты субъектов Российской Федерации в силу статей 2, 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации. Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете (пункт 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей или получателей бюджетных средств не допускается (пункт 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок N 259-па признан утратившим силу, нормативный правовой акт, необходимый для возникновения соответствующего расходного обязательства Тверской области на очередной финансовый год и плановой период, отсутствует.
Исполнение Правительством Тверской области постановления суда кассационной инстанции в отсутствие соответствующего порядка и за пределами лимитов бюджетных ассигнований повлечет нарушение бюджетного законодательства.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные заявителями доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационные жалобы следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9-291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
кассационные жалобы Правительства Тверской области и Министерства финансов Тверской области с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2017 г. N 307-КГ17-11823 по делу N А66-9891/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 5-ПЭК18
20.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5708/17
20.03.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1293/17
13.03.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-9891/15
28.12.2016 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9891/15