Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 октября 2017 г. N 03-04-06/71599
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц по контрактам с физическими лицами на покупку и продажу иностранной валюты со сроком исполнения обязательств по оплате более трёх дней и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Из письма следует, что Банк, осуществляя вышеуказанные операции действует вне рамок договоров доверительного управления, брокерского обслуживания, договоров поручения, комиссии или агентских договоров.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214.1 Кодекса в целях главы 23 Кодекса производным финансовым инструментом признается договор, отвечающий требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Виды производных финансовых инструментов определены в Указаниях Центрального банка Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" (далее - Указания).
Пунктом 4 Указаний установлено что договор, предусматривающий, в частности, обязанность одной стороны договора передать ценные бумаги, валюту или товар, являющиеся базисным активом, в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить такое имущество и указание на то, что договор является производным финансовым инструментом, признаётся форвардным договором, то есть производным финансовым инструментом.
Из вышеизложенного следует, что в отношении договоров (контрактов), базисным активом которых является иностранная валюта, рассматриваемых при соблюдении установленных в Указаниях условий как производные финансовые инструменты, могут быть применены соответствующие правила определения налоговой базы при совершении операций с финансовыми инструментами срочных сделок, предусмотренные в статье 214.1 Кодекса.
Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов установлены в статье 226.1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи налоговым агентом в установленных случаях может признаваться доверительный управляющий, брокер, форекс-дилер, депозитарий, российская организация, осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этой российской организацией.
Поскольку, как следует из письма, Банк не выступает в качестве какого-либо из вышеперечисленных лиц, Банк не признается налоговым агентом в смысле статьи 226.1 Кодекса.
Вместе с тем, при выплате дохода по операциям с производными финансовыми инструментами Банк признаётся налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса, определяя налоговую базу исходя из положений главы 23 Кодекса, с учётом статьи 214.1 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента ие содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.