Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 октября 2017 г. N 03-04-05/70837
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов физических лиц при переводе долга по кредитному договору и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Из письма следует, что в соответствии с дополнительным соглашением к кредитному договору осуществлён перевод долга заёмщика - физического лица на другое физическое лицо.
В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В случае перевода долга по кредитному договору на другое лицо у первоначального должника возникает экономическая выгода (доход) в виде освобождения от обязанностей по кредитному договору в размере переданного новому должнику обязательства.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщики, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса, а налоговая база для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая станка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса (13 процентов), определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
Что касается статьи 208 Кодекса, то её положения применяются только в целях квалификации источника полученных доходов (в Российской Федерации или за её пределами).
Если перевод долга по кредитному договору был осуществлён между физическими лицами на безвозмездной основе, то такое освобождение заёмщика oт имущественной обязанности перед третьим лицом (кредитором) согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации является дарением.
В соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Кодекса доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей паёв, если иное не предусмотрено в данном пункте, освобождаются от налогообложения.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
В этом случае, полученный налогоплательщиком - первоначальным должником доход подлежит налогообложению в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса обязанность информировать налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов (включаля предоставление информации о сроках уплаты налогов и реквизитах соответствующих счетов) возложена на налоговые органы.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.