Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2017 г. N 55-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Республики Хакасия о признании недействующим в части абзаца второго пункта 1.1 Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 ноября 2015 г. N 579, по апелляционной жалобе Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 3 июля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 февраля 2015 г. N 65, опубликованным 2 марта 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, создано Государственное казённое учреждение Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" (далее - Межведомственный центр закупок) и утверждён его Устав.
Пунктами 2.2 и 2.3.7 Устава предусмотрено, что Межведомственный центр закупок создан в целях обеспечения проведения закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон о закупках N 223-ФЗ), Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), осуществляет проведение закупок в рамках Федерального закона о закупках.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 ноября 2015 г. N 579, которое опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" 13 ноября 2015 г., N 74, утверждено Положение о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Положение).
Положение действует в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 17 января 2017 г. N 10, опубликованного 20 января 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Абзацем вторым пункта 1.1 Положения на Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Министерство) возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных и муниципальных заказчиков, а также для бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими закупки в соответствии со статьёй 15 Федерального закона о контрактной системе.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании приведённой региональной нормы и пунктов 2.2 и 2.3.7 Устава Межведомственного центра закупок недействующими в той мере, в которой они не предусматривают права государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, как заказчиков, на самостоятельное осуществление закупок в случаях, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе, ссылаясь на несоответствие оспариваемых норм, кроме того, пункту 2 статьи 3, частям 1 и 2 статьи 24, частям 1 и 10 статьи 26, частям 1, 2 и 3 статьи 39 Федерального закона о контрактной системе, а также пунктам 4 и 5 части 2 статьи 1 Федерального закона о закупках N 223-ФЗ.
По мнению административного истца, наделение Министерства указанными полномочиями в отношении бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий ограничивает их права на осуществление закупок в случаях, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе.
Производство по делу в части требований об оспаривании пунктов 2.2 и 2.3.7 Устава прекращено.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 3 июля 2017 г. административный иск в части оспаривания отдельных положений абзаца второго пункта 1.1 Положения удовлетворён.
В апелляционной жалобе Правительством Республики Хакасия ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором представлены возражения.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного кодекса Судебная коллегия по административным делам находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым решение отменить, как незаконное, исходя из следующего.
Признавая оспариваемую норму недействующей, суд пришёл к выводу, что абзац второй пункта 1.1 Положения не предусматривает исключений для случаев ограничения таких полномочий, установленных частями 2 и 2.1 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем посчитал его противоречащим федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, и подлежим признанию недействующим.
Кроме того, суд высказал суждение о неопределённости оспариваемой правовой нормы и усмотрел в её содержании коррупциогенные факторы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Федеральным законом о контрактной системе регулируются отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 1).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 этого закона.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона о контрактной системе предусмотрена возможность создания государственного органа, уполномоченного на определение исполнителей для заказчиков в целях централизации закупок в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, который осуществляет полномочия на определение исполнителей для заказчиков, установленные решениями о его создании.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном названным законом, для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в том числе бюджетным учреждением, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями для собственных нужд устанавливаются Федеральным законом о закупках N 223-ФЗ (пункты 4 и 5 части 2 статьи 1 поименованного закона).
В силу прямого указания федерального законодателя бюджетные учреждения, а также государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки для государственных и муниципальных нужд, действуют в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (части 1 и 2.1 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе).
Часть 2 и пункты 1-3 части 2.1 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе содержат случаи, когда названные выше субъекты осуществляют закупку на основании Федерального закона о закупках N 223-ФЗ, который в пунктах 4-6 части 2 статьи 1 устанавливает аналогичные предписания.
Таким образом, статья 15 Федерального закона о контрактной системе устанавливает общее правило, согласно которому бюджетные учреждения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие закупки, обязаны действовать в соответствии с его требованиями.
Исходя из положений, содержащихся в пунктах 5 и 6 статьи 3 поименованного закона, государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казённое учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки; муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казённое учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Наряду с государственным или муниципальным заказчиком бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе, также являются заказчиком (пункт 7 приведённой выше статьи).
Как следует из буквального прочтения абзаца второго пункта 1.1 Положения, возложенные на Министерство полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), реализуются исключительно в отношении государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, осуществляющих закупки в соответствии со статьёй 15 Федерального закона о контрактной системе, следовательно, не распространяются на отношения, возникающие в случае осуществления указанными учреждениями и предприятиями закупок в порядке, установленном Федеральным законом о закупках N 223-ФЗ.
Отсутствие в приведённом пункте Положения воспроизведения федеральных предписаний частей 2 и 2.1 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе не свидетельствует о правовой неопределённости либо несоответствии имеющему большую силу законодательству.
С учётом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о противоречии оспариваемого регионального Положения имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, а также о неоднозначности толкования, наличии коррупциогенных факторов и признании её недействующей.
Таким образом, принятый по делу судебный акт является незаконным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 3 июля 2011 г. отменить. Принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного иска прокурора Республики Хакасия о признании недействующим абзаца второго пункта 1.1 Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 ноября 2015 г. N 579, в той мере, в которой он не предусматривает права государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, как заказчиков, на самостоятельное осуществление закупок в случаях, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе, отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2017 г. N 55-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был