Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 48-АПГ17-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" о признании недействующими пунктов 2 и 3 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16 декабря 2016 г. N 62/58 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения теплоснабжающих (теплосетевых) организаций на территории Челябинского городского округа на 2017 год" по апелляционной жалобе акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" на решение Челябинского областного суда от 16 мая 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей административного истца - Соколова А.В., Шаламова А.А., представителя административного ответчика Миклиной Ю.Б., свидетеля Симоненко А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов 2 и 3 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16 декабря 2016 г. N 62/58 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения теплоснабжающих (теплосетевых) организаций на территории Челябинского городского округа на 2017 год".
Решением Челябинского областного суда от 16 мая 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, пунктом 2 постановления Министерства от 16 декабря 2016 г. N 62/58 установлена плата за подключение к системам теплоснабжения теплоснабжающих (теплосетевых) организаций на территории Челябинского городского округа в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки в случае, если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя более 0,1 Гкал/час и не превышает 1,5 Гкал/час, согласно приложению 1.
Пунктом 3 оспариваемого нормативного правового акта установлена плата за подключение к системам теплоснабжения теплоснабжающих (теплосетевых) организаций на территории Челябинского городского округа в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки в случае, если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя превышает 1,5 Гкал/час при наличии технической возможности подключения, согласно приложению 2.
АО "Уральская теплосетевая компания" в лице филиала "Челябинские тепловые сети" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территории Челябинской области. Ранее (в 2016 году) общество с заявлением об установлении цен (тарифов), заявлением о выборе метода регулирования тарифов не обращалось.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно части 8 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов.
Плата за подключение к системе теплоснабжения относится к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения (пункт 4 Основ ценообразования), ее определение регулируется пунктами 106-111 Основ.
Согласно пункту 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с законодательством о теплоснабжении исходя из подключаемой тепловой нагрузки.
В соответствии с пунктом 110 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Расчет платы за подключение к системе теплоснабжения определен пунктами 163-174 раздела IX.IX Методических указаний.
В силу пункта 163 Методических указаний органом регулирования утверждается:
1) плата за подключение к системе теплоснабжения, равная 550 рублям (с НДС), в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя, в том числе застройщика, не превышает 0,1 Гкал/ч;
2) на расчетный период регулирования плата за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч (в тыс. руб./Гкал/ч);
3) на расчетный период регулирования плата за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя превышает 1,5 Гкал/ч при наличии технической возможности подключения (в тыс. руб./Гкал/ч);
4) плата за подключение в индивидуальном порядке, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя превышает 1,5 Гкал/ч при отсутствии технической возможности подключения (в тыс. руб.).
Согласно пункту 167 Методических указаний расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 Методических указаний.
На момент рассмотрения дела об установлении платы за подключение утвержденные схема теплоснабжения и программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Челябинск отсутствовали.
Вместе с тем указанное обстоятельство не является препятствием для установления органом регулирования платы за подключение, выводы суда первой инстанции в этой части являются правильными.
Так, в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Из пункта 9 Методических указаний также следует, что при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III Методических указаний и Основами ценообразования.
Кроме того, ни Основы ценообразования, ни Методические указания не определяют зависимость расчета платы за подключение от наличия либо отсутствия утвержденной инвестиционной программы регулируемой организации.
Согласно пункту 14 Правил регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Таким образом, объем полезного отпуска тепловой энергии может быть рассчитан органом регулирования и в отсутствие названных документов, либо при отсутствии в них данных для расчета.
Расчет платы за подключение выполнен Министерством в соответствии с пунктом 173 Методических указаний с применением государственных сметных нормативов (укрупненные нормативы цены строительства) "Наружные тепловые сети" (НЦС 81-02-13-2014), внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов приказом Минстроя России от 28 августа 2014 г. N 506/пр, с учетом индексов цен производителей в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Ставки определены в зависимости от типа прокладки сетей теплоснабжения (подземная канальная) в мокрых грунтах с вывозом грунта с учетом индекса перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен Челябинской области, а также индекса, учитывающего регионально-климатические условия осуществления строительства, и индекса стесненности.
Органом регулирования также использовались данные 2015 и 2016 гг., то есть последнего отчетного года и базового периода регулирования соответственно. Данный подход к расчету платы за подключение подтвержден экспертным заключением органа регулирования и соответствует действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Вместе с тем динамика полезного отпуска за последние 3 года, предусмотренная пунктом 22 Основ ценообразования для определения расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, при расчете платы за подключение не используется. Указанная норма применяется только в части учета фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год (в рассматриваемом случае - 2015 год).
Так, из пункта 166 Методических указаний, приложений 7.1-7.7 к Методическим указаниям следует, что расчет платы за подключение осуществляется на основании данных базового периода регулирования, которым в данном случае является 2016 год.
Согласно примечанию к Приложению N 3 к Методическим указаниям данными базового периода являются ожидаемые показатели текущего периода регулирования, а для расчетного периода регулирования (в настоящем деле - 2017 год) указываются плановые показатели на очередной расчетный период регулирования. Показатель динамики полезного отпуска за последние три года для расчета платы за подключение Методическими указаниями не предусмотрен.
Таким образом, сведения о понесенных расходах для установления действующей платы за подключение приняты Министерством в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования и Методическими указаниями. Доводы административного истца в этой части свидетельствует о неправильном толковании норм действующего законодательства.
Судебная коллегия также отклоняет доводы административного истца относительно использования Министерством выборочных и произвольных показателей по индивидуальным тарифам, утвержденным Министерством в течение 2015 и 2016 гг.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции административный ответчик пояснил, что им определялись экономически обоснованные расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, при расчете платы за подключение на 2017 год в выборке участвовали технические решения, предусматривающие исключительно создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей без учета технических решений, предусматривающих создания (реконструкции) тепловых пунктов. При этом постановления Министерства N 53/5, N 53/4, N 63/21 за 2015 год, N 34/11 за 2016 год, на которые ссылается общество, не учтены при расчете, поскольку предусматривали дополнительное мероприятие, связанное с реконструкцией центрального теплового пункта.
Постановления N 24/14 и N 43/3 за 2015 год также не учтены Министерством с учетом особенностей технических решений, предусмотренных этими постановлениями.
Постановлениями от 28 октября 2015 г. N 51/13 и от 28 января 2016 г. N 3/3 установлена плата за подключение для потребителя с подключаемой тепловой нагрузкой 111,938 Гкал/ч и 17,224 Гкал/ч, соответственно, то есть для потребителя с нагрузкой свыше 1,5 Гкал/ч в отсутствие технической возможности подключения, поэтому такие индивидуальные тарифы обоснованно не приняты органом регулирования при расчете платы за подключение на 2017 год. Кроме того, как пояснило Министерство, обществом 11 ноября 2016 г. направлена новая тарифная заявка на установление платы за подключение для заявителя ООО "Социальный сервис" (постановление N 3/3). Результаты рассмотрения данного заявления отражены в протоколах заседания Правления органа регулирования 9 декабря 2016 г. N 60, 18 января 2017 г. N 1, 27 января 2017 г. N 2.
Основания для исключения из расчетов постановлений N 13/14, 13/15 за 2015 год у Министерства отсутствовали, поскольку данными актами установлена плата за подключение в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность в том числе на территории Челябинского городского округа, поэтому расходы на строительство тепловых сетей учтены экспертами при расчете платы за подключение на 2017 год.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельной и ссылку АО "Уральская теплосетевая компания" на нарушение его прав и законных интересов.
Административный истец указал, что ориентировочная плата за подключение согласно Схеме теплоснабжения Челябинского городского округа на период до 2032 года, утвержденной приказом Минэнерго от 19 декабря 2016 г. N 1339 и составившая 6,5 млн. руб. (без учета НДС), - более чем в два раза превышает величину платы за подключение, утвержденную оспариваемым нормативным правовым актом.
Между тем утверждение Схемы теплоснабжения 19 декабря 2016 г. не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку на момент рассмотрения дела об установлении платы за подключение Схема не была утверждена, а в соответствии с законодательством о теплоснабжении орган регулирования обязан утвердить тарифы в срок до 20 декабря.
Кроме того, при установлении платы за подключение орган регулирования в соответствии с пунктами 111 и 173 Методических указаний исходил из непревышения расходов, включаемых в состав платы за подключение на 2017 год, над укрупненными сметными нормативами.
Величина платы за подключение на период 2017-2018 гг. согласно Схеме теплоснабжения рассчитана с возможностью изменения при актуализации (то есть является предварительной величиной) и с учетом строительства (реконструкции) тепловых сетей всех диаметров и для всех категорий заявителей (то есть без учета законодательно определенной дифференциации платы за подключения по четырем категориям заявителей, а также по диаметру прокладываемых труб и типу их прокладки).
Доказательств того, что размер платы за подключение, установленный оспариваемым постановлением Министерства, необоснованно занижен, административным истцом не представлено.
Компенсация экономически обоснованных расходов регулируемой организации в течение расчетного периода регулирования, не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), предусмотрена пунктом 13 Основ ценообразования и пунктом 12 Методических указаний.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 16 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заявлению акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 48-АПГ17-10
Текст определения официально опубликован не был