Определение Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 309-ЭС17-16048
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова,
изучив кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (г. Оренбург) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2017 по делу N А47-8772/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.08.2017 по тому же делу
по иску Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - министерство сельского хозяйства) к Министерству финансов Российской Федерации (далее - министерство финансов) о взыскании убытков в размере 100 194 руб. 01 коп., установил:
решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.08.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе министерство сельского хозяйства ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2, 5 статьи 26.3 закона N 184-ФЗ.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу пункта 1 статьи 26.3 закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Суд указал, вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, при этом реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации, а именно Оренбургской области.
Законом Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ (далее - Закон Оренбургской области) установлена мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников ветеринарной службы Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, предусматривающая выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
В силу статьи 4 Закона Оренбургской области расходы на выплату установленной законом компенсации производятся за счет средств областного бюджета.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства, установленные решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 28.09.2015 по делу N 2-425/2015 и решением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области от 05.10.2015, суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 15, статьей 16, пунктом 3 статьи 125, статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 "О ветеринарии", пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пунктами "е", "ж" части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязательств в виде компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на Российскую Федерацию.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 309-ЭС17-16048 по делу N А47-8772/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4056/17
01.08.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8772/16
11.04.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2431/17
04.04.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8772/16
24.01.2017 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8772/16