Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.В. Щербакова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Щербаков оспаривает конституционность примененных судами в деле с его участием положений статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которым юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1); вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3).
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции были удовлетворены исковые требования к С.В. Щербакову о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды: с него взысканы денежные средства.
Дополнительным решением того же суда на С.В. Щербакова была возложена обязанность провести мероприятия по рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Апелляционным определением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, дополнительное решение суда общей юрисдикции было отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении требований к С.В. Щербакову об обязании провести мероприятия по рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения было отказано; решение этого же суда оставлено без изменения.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, в силу неопределенности нормативного содержания они порождают их неоднозначное толкование и, следовательно, произвольное применение, в результате которого на их основании суд обязывает не являющегося индивидуальным предпринимателем гражданина - собственника земельного участка, передавшего по договору аренды право владения и пользования им юридическому лицу, которое в период действия договора аренды при осуществлении хозяйственной деятельности причинило вред окружающей среде, возместить этот вред вместо причинителя вреда в полном объеме в соответствии с методиками исчисления размера вреда, не соответствуют статьям 9 (часть 2), 10, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 36, 42, 55 (часть 3) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Пункт 1 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", устанавливающий общее правило об обязанности возмещения вреда, причиненного окружающей среде, - с учетом смысла правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П, о том, что правовое регулирование возмещения вреда, причиненного окружающей среде, не должно противоречить вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, - какой-либо неопределенности не содержит и не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя, в деле с участием которого суды указали на его вину в причинении вреда окружающей среде.
Пункт 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", рассматриваемый в системе действующего в области охраны окружающей среды законодательства, в том числе статьи 78 данного Федерального закона, устанавливающей порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и определение его размера, также не содержит какой-либо неопределенности и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Определение же лица, причинившего вред окружающей среде, равно как и выбор правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле, связаны с исследованием фактических обстоятельств, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щербакова Сергея Вячеславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 2414-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щербакова Сергея Вячеславовича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)