Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 ноября 2017 г. N 03-04-05/72768
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц при получении дохода по амортизируемым облигациям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно абзацу семнадцатому пункта 13 статьи 214.1 Кодекса суммы, уплаченные налогоплательщиком за приобретение ценных бумаг, в отношении которых предусмотрено частичное погашение номинальной стоимости ценной бумаги в период её обращения, признаются расходами при таком частичном погашении пропорционально доле доходов, полученных от частичного погашения, в общей сумме, подлежащей погашению.
Согласно пункту 3 статьи 214.9 Кодекса исчисление, удержание и уплата в бюджет суммы налога в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, осуществляются налоговым агентом. Исчисление суммы налога в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, производится налоговым агентом на дату выплаты налогоплательщику дохода (в том числе в натуральной форме) не на индивидуальный инвестиционный счёт налогоплательщика - исходя из суммы произведённой выплаты, а также на дату прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случая прекращения указанного договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счёте, на другой индивидуальный инвестиционный счёт, открытый тому же физическому лицу, в том числе у того же налогового агента.
Таким образом, удержание налоговым агентом исчисленной суммы налога по операциям с ценными бумагами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, производится на дату выплаты дохода не на индивидуальный инвестиционный счёт налогоплательщика или на дату прекращения договора независимо от вида выплачиваемого дохода (включая купоны по облигациям).
В соответствии с пунктом 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом при получении доходов от осуществления операций с ценными бумагами на основании договора на брокерское обслуживание, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счёте, при осуществлении выплат по таким ценным бумагам признаётся брокер.
Подпунктом 4 пункта 1 и пунктами 2 и 3 статьи 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса, обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьёй 225 Кодекса, исходя из сумм таких доходов и представить в налоговый орган по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию.
При этом в налоговой декларации указываются суммы дохода по ценным бумагам (включая ОФЗ), выплаченные налогоплательщику не на индивидуальный инвестиционный счёт.
Согласно пункту 1 статьи 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.