Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 ноября 2017 г. N 03-04-06/73403
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо АО о порядке определения рыночной цены акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях определения материальной выгоды по налогу на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. При этом в соответствии с пунктом 4 данной статьи налоговая база определяется в таких случаях как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учётом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
В абзаце пятом пункта 4 статьи 212 Кодекса предусмотрено, что рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из расчётной цены ценных бумаг с учётом предельной границы её колебаний, если иное не установлено данной статьёй.
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчётной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены в соответствии с абзацем седьмым пункта 4 статьи 212 Кодекса устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До принятия Банком России согласованного с Минфином России порядка определений рыночной цены ценных бумаг применяется Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчётной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённый приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н, в соответствии с пунктом 4 которого рыночная цена ценных бумаг, расчётная цена определяется в соответствии с Порядком определения расчётной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 приказа ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-и "Об утверждении порядка определения расчётной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Порядок) расчётная цена необращающейся ценной бумаги может быть определена как цена, рассчитанная исхода из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги, как цена ценной бумаги, рассчитанная организацией по правилам, предусмотренным пунктами 5-19 Порядка, как оценочная стоимость ценной бумаги, определённая оценщиком.
При этом согласно пункту 20 Порядка способы определения налогоплательщиком расчётной цены необращающихся ценных бумаг, установленные Порядком, условия применения налогоплательщиком конкретных способов устанавливаются налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения.
Из вышеприведённой нормы пункта 20 Порядка следует, что налогоплательщик самостоятельно выбирает способ определения расчетной цены необращающихся ценных бумаг из числа способов, предусмотренных в Порядке.
При этом не имеет значения приобретаются акции у физического или юридического лица.
Поскольку способы определения расчётной цены выбираются налогоплательщиками самостоятельно, способ, выбранный физическим лицом для целей исчисления налога на доходы физических лиц, может отличаться от способа, выбранного юридическим лицом - налоговым агентом для целей исчисления налога на прибыль организаций.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.