1. Общие положения
1.1. Комитет Государственной Думы по делам национальностей (далее - Комитет) является постоянно действующим рабочим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).
1.2. Порядок деятельности Комитета определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом Государственной Думы, решениями Государственной Думы и настоящим Положением.
1.3. Порядок формирования состава Комитета определяется Регламентом Государственной Думы.
1.4. Решения об образовании или ликвидации, а также изменение названия Комитета принимается Государственной Думой.
1.5. Деятельность Комитета основывается на принципах свободы обсуждения, гласности и коллегиальности принятия решений.
1.6. Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Комитета осуществляет Аппарат Государственной Думы.
2. Основные задачи Комитета
2. Основными задачами Комитета являются:
2.1. внесение предложений по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, внесение предложений о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
2.2. представление отчетов о выполнении примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию в соответствии с частью первой статьи 50 Регламента Государственной Думы;
2.3. предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой;
2.4. подготовка заключений, предусмотренных частью седьмой статьи 112 Регламента Государственной Думы, и направление их субъекту (субъектам) права законодательной инициативы;
2.5. подготовка проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
2.6. подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
2.7. рассмотрение и исполнение поручений Совета Государственной Думы;
2.8. в соответствии с решением Государственной Думы подготовка запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;
2.9. в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляет подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
2.10. внесение предложений о проведении мероприятий в Государственной Думе по вопросам ведения Комитета;
2.11. организация проводимых Государственной Думой парламентских слушаний;
2.12. подготовка заключений и предложений по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
2.13. проведение анализа практики применения законодательства по вопросам, относящимся к ведению Комитета;
2.14. рассмотрение обращений граждан;
2.15 решение вопросов организации своей деятельности.
3. Основные функции Комитета
3. Для решения задач, указанных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет:
3.1. осуществляет подготовку предложений по вопросам ведения Комитета к проектам примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думы на очередной месяц, а также внесение предложений о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередное заседание;
3.2. утверждает программу законопроектной работы Комитета;
3.3. осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
3.4. осуществляет подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, принимаемых или утверждаемых постановлениями Государственной Думы;
3.5. готовит и вносит на рассмотрение Государственной Думы материалы, необходимые при прохождении законопроектов на всех стадиях их рассмотрения, в соответствии с требованиями Регламента Государственной Думы.
3.6. принимает решение о направлении законопроектов в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной и независимой экспертизы законопроектов;
3.7. направляет законопроекты, проекты постановлений, заявлений и обращений Государственной Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для проведения правовой и лингвистической экспертизы;
3.8. создает самостоятельно или совместно с другими комитетами рабочие группы;
3.9. приглашает на свои заседания и заседания рабочих групп представителей соответствующих субъектов права законодательной инициативы - авторов законопроектов, авторов поправок к законопроектам или их официальных представителей, а при необходимости - независимых экспертов (представителей государственных органов и иных организаций);
3.10. принимает решение о необходимости проведения парламентских слушаний по вопросам ведения Комитета, вносит эту инициативу на рассмотрение Совета Государственной Думы и по его решению организует и проводит парламентские слушания в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы;
3.11. проводит "круглые столы" и иные мероприятия по вопросам ведения Комитета;
3.12. вносит на заседания Совета заседание Совета Государственной Думы предложения о приглашении парламентских делегаций иностранных государств или о направлении делегаций в составе группы депутатов Государственной Думы - членов Комитета, государственных гражданских служащих аппарата Комитета и государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы за пределы территории Российской Федерации в целях обмена опытом парламентской деятельности, развития сотрудничества с парламентами иностранных государств;
3.13. взаимодействует по вопросам своего ведения с государственными органами, иными организациями, а также со структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы;
3.14 направляют письменные обращения по вопросам своего ведения руководителям федеральных органов исполнительной власти;
3.15 проводят во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению мониторинга правоприменения в Российской Федерации, анализ практики применения законодательства.
3.16 рассматривают информацию Правительства Российской Федерации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами;
3.17 осуществляют иные полномочия, установленные федеральными законами и Регламентом Государственной Думы.
4. Состав, структура и общий порядок работы Комитета
4.1. Комитет образуется из числа депутатов Государственной Думы на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого Комитета определяется Государственной Думой.
4.2. Решением Комитета по основным направлениям его деятельности могут быть созданы подкомитеты. Персональный состав подкомитетов утверждается решением Комитета. Председатели подкомитетов избираются на заседании Комитета. Депутат Государственной Думы - член Комитета может быть членом только одного подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитетов, вправе принимать участие в работе подкомитетов с правом совещательного голоса. Комитет может упразднять подкомитеты, реорганизовывать их или создавать новые подкомитеты.
4.3. Комитет может создавать рабочие группы из числа членов данного комитета, других комитетов, представителей государственных органов и иных организаций, формировать Экспертный совет Комитета, привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других специалистов. Создание, упразднение, либо изменение статуса рабочих групп, Экспертного совета или их состава оформляется решениями Комитета.
4.4. Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с примерной программой законопроектной работы Государственной Думы, календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой и программой законопроектной работы Комитета.
4.5. Комитет может инициировать, проводить совместные заседания, конференции, совещания с участием двух и более комитетов и соответственно участвовать в их работе.
4.6. Председатель Комитета:
представляет комитет во взаимоотношениях с субъектами права законодательной инициативы, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями, с соответствующими органами парламентов иностранных государств, с международными организациями, а также с Председателем Государственной Думы и его заместителями, Советом Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации;
распределяет обязанности между своими заместителями;
вносит предложения о количестве и составах подкомитетов, рабочих групп и о порядке их работы;
направляет своим заместителям законопроекты и иные документы и материалы, поступившие в Комитет, для рассмотрения и подготовки предложений;
уведомляет членов Комитета о месте и времени очередного заседания Комитета не менее чем за двое суток, а также заблаговременно информирует об этом других депутатов Государственной Думы и иных участников заседания;
созывает внеочередные заседания Комитета по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов Комитета;
ведет заседание Комитета, подписывает протоколы заседаний и решения Комитета;
в случае своего отсутствия поручает исполнение обязанностей председателя Комитета одному из своих первых заместителей, а в случае отсутствия первых заместителей - одному из своих заместителей;
координирует деятельность подкомитетов и рабочих групп, Экспертного совета Комитета, решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности Комитета в соответствии с Регламентом Государственной Думы, настоящим положением и распределением обязанностей между своими заместителями;
осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Комитета;
представляет к назначению на должность и к освобождению от должности руководителя аппарата Комитета и других федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы) в аппарате Комитета, а также работников аппарата Комитета в соответствии со структурой и штатами Аппарата Государственной Думы, определенными в порядке, установленном частью второй статьи 79 Регламента Государственной Думы;
подписывает ответы на обращения граждан, рассмотренные в соответствии с частью первой статьи 29 Регламента Государственной Думы;
принимает решение о прекращении переписки с гражданами в случае, предусмотренном частью 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
подписывает заключения, предусмотренные частью седьмой статьи 112 Регламента Государственной Думы;
4.7. Первый заместитель председателя Комитета по поручению председателя Комитета исполняет обязанности председателя Комитета в его отсутствие. В случае прекращения депутатских полномочий председателя Комитета Комитет принимает решение о временном возложении его обязанностей на одного из первых заместителей председателя Комитета. Указанное решение действует до дня принятия Государственной Думой постановления об избрании председателя Комитета.
4.8. Первые заместители и заместители председателя Комитета координируют и организуют работу Комитета по отдельным направлениям его деятельности в соответствии с поручениями председателя Комитета.
4.9. Члены Комитета имеют право:
получать информацию о деятельности Комитета и аппарата Комитета;
вносить проекты решений Комитета;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы.
5. Порядок проведения заседаний
5.1. Члены Комитета обязаны присутствовать на заседаниях Комитета. О невозможности присутствовать на заседании Комитета по уважительной причине, определенной частью четвертой статьи 44 Регламента Государственной Думы, депутат Государственной Думы обязан информировать председателя комитета. Депутат Государственной Думы, отсутствующий на заседании комитета Государственной Думы по уважительной причине, может выразить свою позицию по любому рассматриваемому на этом заседании вопросу в заявлении на имя председателя Комитета. Соответствующая информация отражается в стенограмме заседания Комитета.
5.2. Заседания Комитета проводятся открыто, если Комитет не примет решение о проведении закрытого заседания.
5.3. Депутаты, не входящие в состав Комитета могут присутствовать на заседаниях Комитета с правом совещательного голоса.
5.4. На заседании Комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, а также могут присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, а при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты, - члены Общественной палаты, уполномоченные советом Общественной палаты. При этом количество членов Общественной палаты, принимающих участие в заседании комитета, комиссии, не может превышать пять человек.
5.5. На заседании Комитета могут присутствовать государственные гражданские служащие аппарата Комитета.
5.6. На заседание Комитета могут быть приглашены федеральные министры, уполномоченные ими должностные лица, иные должностные лица, представители организаций и общественных объединений, эксперты.
5.7. На открытых заседаниях Комитета могут присутствовать представители средств массовой информации.
5.8. При проведении зарытого заседания Комитета действуют правила, установленные частями шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой статьи 37 Регламента Государственной Думы.
5.9. Заседание Комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета.
5.10. Решения Комитета принимаются открытым голосованием.
5.11. Решения Комитета принимается большинством голосов от общего числа членов Комитета, присутствующих на заседании.
5.12. Заседания Комитета проводит председатель Комитета или его заместитель.
5.13. Председательствующий на заседании Комитета:
руководит общим ходом заседания;
предоставляет слово для выступления;
проводит голосование и оглашает его результаты;
контролирует работу аппарата Комитета, ведение протокола и (или) стенограммы заседания;
удостоверяет протокол и стенограмму заседания своей подписью;
обеспечивает выполнение организационных решений Комитета.
5.14. При проведении внеочередного заседания Комитета голосование при необходимости может проводиться путем опроса членов Комитета с закреплением их мнений в документальной форме.
5.15. Члены Комитета вправе знакомиться с протоколами заседаний Комитета.
6. Вопросы ведения Комитета:
6.1. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:
о государственной национальной политике Российской Федерации;
о формировании общегражданской идентичности и этнокультурном развитии народов Российской Федерации;
о защите прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;
о финансировании государственной национальной политики Российской Федерации;
о совершенствовании законодательства по предупреждению и разрешению межнациональных конфликтов;
о совершенствовании законодательства в сфере языковой политики и образования по вопросам ведения Комитета;
о социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
об анализе действующего законодательства в сфере государственной национальной политики;
по иным вопросам по поручению Совета Государственной Думы.
7. Аппарат Комитета
7.1. Аппарат Комитета является самостоятельным структурным подразделением Аппарата Государственной Думы и осуществляет правовое, организационное, документационное, аналитическое и информационное обеспечение деятельности Комитета.
7.2. Руководитель аппарата Комитета, другие государственные гражданские служащие аппарата Комитета назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Председателя Комитета.
7.3. Общее руководство деятельности аппарата Комитета осуществляется председателем Комитета либо первым заместителем председателя Комитета, замещающим председателя в период его отсутствия.
7.4. Права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Аппарате Государственной Думы определяются законодательством Российской Федерации, Служебным распорядком Аппарата Государственной Думы, Положением об Аппарате Государственной Думы и должностными регламентами, распоряжениями Председателя Государственной Думы, решениями Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы, а также Положением об аппарате Комитета Государственной Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Комитете Государственной Думы по делам национальностей (утв. решением Комитета Государственной Думы по делам национальностей от 30 ноября 2016 г. N 3.18-5/7-2)
Текст положения опубликован не был