1. Настоящая методика разработана во исполнение контрольной точки 2.9 паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. N 11.
При применении настоящей методики необходимо учитывать требования постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Применение настоящей методики при определении и создании высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей носит рекомендательный характер и не является обязательным требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях дополнительного образования детей органами государственного контроля (надзора).
2. Настоящая Методика определяет подходы к определению и созданию высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей, основанные на соблюдении принципа автономии организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в решении задач разработки образовательных программ и обеспечения их материально-технического оснащения.
3. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение образовательной деятельности отнесено к компетенции самих организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
При этом требования к необходимому материально-техническому обеспечению могут устанавливаться государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В условиях отсутствия соответствующих требований, либо осуществления лишь общей регламентации оснащения образовательного процесса решение о перечне необходимых для реализации образовательной деятельности средств обучения принимается организацией на основании потребностей, определяемых самими образовательными программами.
4. В условиях отсутствия федеральных государственных требований и/или стандартов к реализации дополнительных общеразвивающих программ именно содержание указанных программ определяет то, какие средства обучения необходимы организации для обеспечения высокого оснащения программы в целях обеспечения ее эффективной реализации.
5. Вариативность дополнительного образования, находящая отражение в дифференциации направленностей образовательных программ, существенной и законодательно не ограниченной вариативности видов деятельности программ и еще большей вариативности содержания и условий реализации таких программ, определяет значительное разнообразие, а зачастую, и уникальность норм оснащения образовательного процесса по реализации отдельных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
6. Определение норм оснащения образовательного процесса средствами обучения должно осуществляться посредством определения конкретного перечня оборудования и инвентаря, инструментов, учебно-наглядных пособий, компьютеров, информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств, печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов и иных материальных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности по реализации конкретной дополнительной общеобразовательной программы (далее - перечни средств обучения).
7. С целью определения высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей разрабатываются примерные (возможные) перечни средств обучения в разрезе отдельных видов деятельности, в рамках которых разрабатываются и реализуются образовательные программы. При отсутствии примерных (возможных) перечней средств обучения используются соответствующие перечни средств обучения, разработанные для наиболее родственных видов деятельности той же направленности, в том числе в рамках приказа Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".
Для обеспечения учета разнообразия возможных образовательных программ, разрабатываемых и реализуемых в рамках одного вида деятельности, рекомендуется осуществлять разработку не менее 4-х примерных (возможных) перечней средств обучения.
8. Примерные (возможные) перечни средств обучения, указанные в пункте 7 настоящей Методики подлежат оценке с целью определения стоимости оснащения в соответствии с ними одного места для реализации дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с формулой:
где
- рыночная стоимость комплекта средств обучения, соответствующего i-й позиции примерного (возможного) перечня средств обучения;
- число учеников, обучающихся в группе, одновременно использующих комплект средств обучения, соответствующего i-й позиции примерного (возможного) перечня средств обучения;
m - общее количество позиций примерного (возможного) перечня средств обучения.
9. С целью принятия решения о соответствии места, созданного для реализации образовательной программы в системе дополнительного образования детей в организации, осуществляющей образовательную деятельность, критерию высокооснащенности осуществляется оценка используемых организацией средств обучения в соответствии с формулой, указанной в пункте 8 настоящей Методики. Полученная оценка сопоставляется с нижней оценкой стоимости оснащения в# одного места для реализации дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с разработанными примерными (возможными) перечнями оборудования (далее - нижняя граница). В случае, если полученная оценка превышает нижнюю границу более чем на 20 процентов созданное место признается соотвествующим критерию высокооснащенности.
10. С целью государственного планирования и принятия управленческих решений по развитию системы дополнительного образования на федеральном, региональном и местном уровнях (за исключением уровня конкретной образовательной организации) планирование потребностей в создании новых и переоснащении уже созданных мест рекомендуется осуществлять на основании оценки средней стоимости обеспечения оснащения образовательного процесса, определяемой как среднее значение стоимостей оснащения в соответствии с разработанными примерными (возможными) перечнями оборудования (далее - оценка средней стоимости оснащения). При этом, в связи с различными возможностями организации реализации образовательных программ в населенных пунктах с различным числом жителей, рекомендуется определять объем средств, необходимый для увеличения охвата дополнительным образованием детей по программам соответствующего вида деятельности (направленности), в расчете на одного ребенка (V) по формуле:
где
Р - оценка средней стоимости оснащения для конкретного вида деятельности (направленности);
- среднее число групп детей, которые могут быть набраны на обучение по образовательной программе в течение учебного года в соответствующем населенном пункте с учетом социально-демографической ситуации.
11. При отсутствии возможности разработки отдельных примерных (возможных) перечней средств обучения для осуществления оценки, регламентируемой пунктом 8 настоящей Методики, для принятия решений, указанных в пунктах 9 и 10 настоящей методики могут использоваться следующие параметры, определенные на основе анализа 3 108 примерных (возможных) перечней средств обучения, осуществленного в рамках реализации Приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование", в разрезе отдельных направленностей дополнительных общеобразовательных программ:
Направленность |
Стоимость нормы оснащения образовательного процесса |
|
нижняя граница |
оценка средней стоимости |
|
Техническая направленность |
14 691 |
33 036 |
Естественнонаучная направленность |
6 233 |
19 099 |
Физкультурно-спортивная направленность |
3 101 |
10 729 |
Художественная направленность |
3 076 |
13 464 |
Туристско-краеведческая направленность |
7 422 |
15 230 |
Социально-педагогическая направленность |
6 674 |
17 025 |
Заместитель Министра образования и науки |
В.Ш. Каганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика определения высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей (утв. Министерством образования и науки РФ 1 июня 2017 г.)
Текст методики опубликован в журнале "Администратор образования", декабрь 2017 г., N 23, N 24