Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2017 г. N 1-АПГ17-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сухаревой Елизаветы Павловны на решение Архангельского областного суда от 12 мая 2017 года, которым ей отказано в удовлетворении административного иска о признании недействующим подпункта 6 пункта 3 статьи 16 Устава муниципального образования "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области, утвержденного решением муниципального Совета второго созыва муниципального образования "Тавреньгское" от 2 августа 2010 года N 48.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением муниципального Совета второго созыва муниципального образования "Тавреньгское" (далее - муниципальный Совет) от 2 августа 2010 года N 48 утвержден Устав муниципального образования "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области (далее - Устав), который 16 августа 2010 года был зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
28 сентября 2015 года муниципальным Советом принято решение N 98 о внесении изменений в Устав, пункт 3 статьи 16 Устава, определяющий компетенцию муниципального Совета, дополнен подпунктом 6, предусматривающим, что к вопросу ведения муниципального Совета, по которому принимается решение этим органом, относится избрание главы Тавреньгского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности главы Тавреньгского сельского поселения, возглавляющего администрацию Тавреньгского сельского поселения.
Сухарева Е.П. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим подпункта 6 пункта 3 статьи 16 Устава, ссылаясь на нарушение процедуры внесения изменений в Устав, поскольку проект решения о внесении указанных изменений не публиковался и публичные слушания по нему не проводились.
Решением Архангельского областного суда от 12 мая 2017 года в удовлетворении иска Сухаревой Е.П. отказано.
В апелляционной жалобе Сухарева Е.П. просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами, в том числе через выборные органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 1.2 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления".
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 14 Устава решением муниципального Совета принимается Устав Тавреньгского сельского поселения, а также вносятся в него изменения и дополнения.
Во исполнение предоставленных полномочий 2 августа 2010 года муниципальным Советом принято решение N 48 об утверждении Устава, положениями которого предусматривалось, что глава муниципального образования избирается жителями Тавреньгского сельского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Решением муниципального Совета от 28 сентября 2015 года N 98 в Устав внесены изменения, закрепляющие порядок избрания главы сельского поселения представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности главы сельского поселения (подпункт 6 пункта 3 статьи 16). Данное решение 3 ноября 2015 года зарегистрировано управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и 20 ноября 2015 года опубликовано в Тавреньгском муниципальном вестнике.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят муниципальным Советом в пределах полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Судом были проверены и обоснованно отклонены, как не нашедшие своего подтверждения, доводы административного истца о том, что проект решения о внесении указанных изменений не публиковался, и публичные слушания по нему не проводились.
Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 28, части 4 статьи 44, части 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования должен выноситься на публичные слушания. Не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений в устав проект муниципального правового акта подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Пунктами 2-4 статьи 32 Устава предписано, что изменения и дополнения в Устав вносятся решением муниципального Совета; проект решения муниципального Совета о внесении изменений и (или) дополнений в Устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и (или) дополнений в Устав подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) решений муниципального Совета; одновременно принимаются и подлежат официальному опубликованию (обнародованию) решение муниципального Совета о назначении публичных слушаний; не требуется официального опубликования (обнародования) порядка учета предложений и проекту решения муниципального Совета о внесении изменений и (или) дополнений в Устав, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменений и дополнения вносятся в целях приведения Устава в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; по проекту Устава, проекту решения муниципального Совета о внесении изменений в Устав проводятся публичные слушания; решение муниципального Совета о внесении изменений и (или) дополнений в Устав, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом.
Решением муниципального Совета от 27 мая 2015 года N 76 утверждено Положение о порядке опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования "Тавреньгское", согласно которому официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в Тавреньгском муниципальном вестнике - официальном издании муниципального образования.
Судом установлено, что 28 августа 2015 года муниципальным Советом принят проект решения "О внесении изменений и дополнений в Устав". Одновременно с принятием проекта данного решения представительным органом вынесено решение N 97 "О назначении публичных слушаний", а также утвержден состав организационного комитета для подготовки и проведения публичных слушаний по обсуждению проекта решения муниципального Совета "О внесении изменений и дополнений в Устав" (далее - организационный комитет).
Проект решения муниципального Совета о внесении оспариваемых изменений в Устав и сообщение о проведении публичных слушаний были опубликованы в Тавреньгском муниципальном вестнике 29 августа 2015 года - за 30 дней до дня принятия решения "О внесении изменений и дополнений в Устав".
25 сентября 2015 года организационным комитетом составлено заключение, согласно которому участниками публичных слушаний была заслушана и обсуждена информация по проекту решения муниципального Совета "О внесении оспариваемых изменений в Устав", предложений по проекту решения за период с 29 августа по 24 сентября 2015 года не поступило; публичные слушания признаны состоявшимися, постановлено внести проект решения на утверждение муниципального Совета.
Результаты публичных слушаний опубликованы в Тавреньгском муниципальном вестнике 26 сентября 2015 года N 5 (9).
Данные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции письменными доказательствами и показаниями свидетелей, получившими надлежащую оценку в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о соблюдении представительным органом местного самоуправления процедуры внесения изменений и дополнений в Устав, предусмотренной статьей 28, частью 4 статьи 44, частью 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 32 Устава.
Отсутствие в материалах дела протокола, составленного по итогам публичных слушаний, при наличии иных доказательств их проведения не может служить основанием для вывода о нарушении предусмотренной законом процедуры внесения изменений в Устав муниципального образования "Тавреньгское".
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Сухаревой Е.П. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Архангельского областного суда от 12 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сухаревой Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2017 г. N 1-АПГ17-13
Текст определения официально опубликован не был