Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 14-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" о признании не действующим пункта 1 приказа управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 28 декабря 2015 г. N 65/13 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для АО "ППК "Черноземье" на территории Воронежской области", по апелляционной жалобе Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 24 января 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца Ходыкиной Е.А., пояснения специалистов ФАС России Трубиновой Е.И., Кукушкина И.П., участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (далее также - АО "ППК "Черноземье", общество) обратилось Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 1 приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 28 декабря 2015 г. N 65/13 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для АО "ППК "Черноземье" на территории Воронежской области" с даты его принятия, полагая, что органом регулирования при расчете тарифа необоснованно исключены расходы на оплату охранных услуг.
Решением Воронежского областного суда от 24 января 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела, а также на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
Обществом и прокуратурой Воронежской области на апелляционную жалобу представлены возражения.
Представители Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, прокуратуры Воронежской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле а также пояснения специалистов и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4, статьи 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Согласно пункту 2.1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте и пунктам 6 и 8 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Положение) полномочиями по установлению экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифов, сборов и платы за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее также - управление, тарифный орган) от 28 декабря 2015 г. N 65/13 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для АО "ППК "Черноземье" на территории Воронежской области" установлен тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Воронежской области для АО "ППК "Черноземье" как субъекту естественных монополий на транспорте.
Пунктом 1 указанного приказа установлен тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Воронежской области для АО "ППК "Черноземье" в размере 33 руб. 37 коп. за одну десятикилометровую зону.
14 октября 2016 г. Управлением по государственному регулированию тарифов принят приказ N 41/1 "О внесении изменений в приказ УРТ от 28 декабря 2015 г. N 65/13 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для АО "ППК "Черноземье" на территории Воронежской области", в соответствии с которым пункт 1 приказа N 65/13 изложен в новой редакции, где экономически обоснованный уровень тарифа на 2016 г. на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для общества определен в размере 33,75 руб. за одну десятикилометровую зону.
При издании как первоначального, так и последующего приказов регулирующий орган исключил из экономически обоснованных затрат расходы общества, связанные с продажей билетов в пригородном сообщении на оплату охранных услуг в размере 39 515 тыс. руб., поскольку на момент принятия решения об установлении тарифа обществом не представлены договор транспортного обслуживания, заключенный с заказчиком перевозок, а также договор оказания охранных услуг, заключенный с ООО "ЧОП "Стражник".
С 1 января 2017 г. приказ от 28 декабря 2015 г. N 65/13 признан утратившим силу на основании приказа тарифного органа от 19 декабря 2016 г. N 58/5 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для АО "ППК "Черноземье" на территории Воронежской области".
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции сделал вывод о том, что расходы АО "ППК "Черноземье" на обеспечение транспортной безопасности железнодорожного подвижного состава относятся непосредственно к услуге по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в связи с чем они подлежат учету при установлении тарифа.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В силу частей 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство не относит железнодорожный подвижной состав к числу объектов, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты транспортных средств железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности.
Пунктом 18 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1 (далее - Методика расчета), предусмотрено, что затраты субъектов регулирования на организацию железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации включают в себя расходы по обычным видам деятельности, в том числе непосредственно вызываемые этим процессом (производственные) и общехозяйственные расходы (по обслуживанию производства и управлению), а также прочие расходы компаний пригородных пассажирских перевозок, относимые на данный вид деятельности.
Для расчета экономически обоснованных затрат компании пригородных пассажирских перевозок на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в целом и по субъектам Российской Федерации, находящихся в зоне обслуживания данной компании пригородных пассажирских перевозок, используются отчетные данные компании о затратах по всем видам деятельности с выделением затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении согласно приложению 5 к Методике (пункт 23.1 Методики). К числу таких расходов отнесено содержание ведомственной и сторожевой охраны (пункт 254 приложения 5 Методики).
Согласно пунктам 31 - 32 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного приказом ФСТ России от 19 августа 2011 г. N 506-Т (далее - Порядок) орган регулирования субъекта Российской Федерации при рассмотрении предложения субъекта естественной монополии по установлению (изменению) цен (тарифов) запрашивает недостающие документы, которые должны быть предоставлены согласно перечню, приведенному в приложении N 3 к названному приказу.
Среди прочих документов, представляемых субъектом естественной монополии, пунктом 6 данного перечня предусмотрен реестр договоров на услуги, оказываемые сторонними организациями субъекту естественной монополии, и услуги, оказываемые субъектом регулирования иным организациям, с указанием перечня работ (услуг), размеров ставок, единиц их измерения и порядка расчетов (со ссылкой на дополнительные соглашения и сроки действия), информации о доходах (расходах) по договорам на оказание услуг, непосредственно связанных с осуществлением перевозки пассажиров в пригородном сообщении, с приложением обосновывающих материалов по уровню ставок с комментариями и пояснениями.
В случае непредставления субъектом естественной монополии запрашиваемых документов или представлении неполного перечня документов орган регулирования субъекта Российской Федерации принимает решение о начале процедуры рассмотрения вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, оказываемые данным субъектом естественной монополии, на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, в том числе использованных для установления действующих тарифов (пункт 33 Порядка).
Из представленного в материалы дела заключения по расчету тарифов на услуги перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для АО "ПИК "Черноземье" на 2016 г. следует, что основным методом, выбранным для экспертизы, является метод экономической обоснованности затрат.
Управлением при расчете тарифа использованы данные о фактических затратах общества за 2014 г., ожидаемых затратах на 2015 г. и прогноз затрат на 2016 г. Расходы на оплату услуг частного охранного предприятия ЧОП "Стражник", заявленные обществом в размере 39 515 тыс. руб., исключены как экономически необоснованные.
Вместе с тем при направлении тарифной заявки в 2015 г. обществом представлен в орган регулирования реестр действующих договоров, среди которых, согласно пояснениям представителя тарифного органа, был указан договор на оказание частных охранных услуг от 28 февраля 2013 г. N 28 между АО "ППК "Черноземье" и ООО "ЧОП "Стражник", действовавший до 31 декабря 2015 г. При расчете оспариваемого тарифа управление не направляло обществу запрос о предоставлении копии данного договора.
Фактические затраты общества в 2016 г. по данной статье расходов подтверждаются имеющимися в материалах дела договорами частных охранных услуг от 14 января 2016 г. N 1 и от 12 апреля 2016 г. N 50, заключенными между АО "ППК "Черноземье" и ООО "ЧОП "Стражник", подписанными актами выполненных охранных услуг и платежными поручениями за период январь - октябрь 2016 г.
В подтверждение экономической обоснованности указанных затрат обществом представлены письма Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Центральному федеральному округу, Юго-Восточного линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 и 24 февраля 2016 г. о том, что транспортная полиция не осуществляет охрану объектов железнодорожного транспорта на договорной основе и не располагает возможностью осуществлять сопровождение всех поездов пригородного сообщения, курсирующих на территории Воронежской области.
Таким образом, при расчете тарифа на 2016 г. регулирующим органом необоснованно исключены расходы общества на оплату охранных услуг.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Воронежского областного суда от 24 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 14-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был