Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2017 г. N 21-КГ17-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 октября 2017 г. гражданское дело по иску Ширкина Вадима Валерьевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике о признании недействительным протокола подкомиссии от 10 декабря 2013 г. N 4 в отношении Ширкина В.В., признании незаконными действий подкомиссии, к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным и отмене решения комиссии от 27 октября 2015 г. об отказе Ширкину В.В. в постановке на учёт с членами семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить Ширкина В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике Эндреевой Л.М. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 г. с учётом определения этого же суда от 15 сентября 2016 г. об исправлении описки и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 октября 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике и Федеральной службы исполнения наказаний Эндреевой Л.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Ширкина В.В. - адвоката Калмыкова А.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ширкин Вадим Валерьевич 23 мая 2016 г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике) о признании недействительным протокола подкомиссии от 10 декабря 2013 г. N 4 в отношении Ширкина В.В., признании незаконными действий подкомиссии в связи с ненадлежащим исполнением своих функций, к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании незаконным и отмене решения комиссии от 27 октября 2015 г. об отказе Ширкину В.В. в постановке на учёт с членами семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить Ширкина В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта (с 4 декабря 2013 г.).
В обоснование исковых требований Ширкин В.В. указал, что он с сентября 1998 года проходит службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, имеет звание майора внутренней службы, стаж службы составляет более 20 лет, последняя занимаемая им должность - заместитель начальника отдела специального назначения УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике.
В целях реализации права на обеспечение жилым помещением он 4 декабря 2013 г. обратился УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике с рапортом о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты. К рапорту им были приложены документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На заседании подкомиссии УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - подкомиссия УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике) 10 декабря 2013 г. было постановлено принять и подготовить для направления в ФСИН России документы для принятия решения о постановке Ширкина В.В. с составом семьи из четырёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 27 октября 2015 г. (выписка из протокола N 71) Ширкину В.В. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения), а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
По мнению Ширкина В.В., решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты по указанным основаниям является незаконным, поскольку обеспеченность жилым помещением на каждого члена его семьи составляет менее 15 кв.м и им в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республики представлен полный пакет документов, предусмотренных законом, в том числе по запросу подкомиссии УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике в суде заявленные Ширкиным В.В. требования не признал.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 г. с учётом определения этого же суда от 15 сентября 2016 г. об исправлении описки исковые требования Ширкина В.В. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России от 27 октября 2015 г. в части отказа Ширкину В.В. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, оформленное протоколом от 27 октября 2015 г. N 71, обязал ФСИН России поставить Ширкина В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырёх человек с даты подачи рапорта (4 декабря 2013 г.). В удовлетворении остальной части исковых требований к ФСИН России Ширкину В.В. отказано.
Исковые требования Ширкина В.В. к УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными действий подкомиссии УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике по надлежащему исполнению своих функций оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 октября 2016 г. решение суда первой инстанции с учётом определения этого же суда от 15 сентября 2016 г. об исправлении описки оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике Эндреевой Л.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных, и отказа в удовлетворении исковых требований Ширкина В.В. в полном объёме.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 4 июля 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 21 сентября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела истец Ширкин В.В., о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё представителя истца Ширкина В.В. - адвоката Калмыкова А.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ширкин В.В. с 1998 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет звание майора внутренней службы, занимает должность заместителя начальника отдела специального назначения УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет.
Ширкин В.В. состоит в зарегистрированном браке с Ширкиной (Крохмаль) Ириной Валерьевной с 1995 года, имеет сына Ширкина Н.В., ... года рождения, и дочь Ширкину Д.В., ... года рождения.
Также судом установлено, что истец с семьёй из четырёх человек проживает в квартире 2 площадью 49,2 кв.м по адресу: _
Жилой дом, расположенный по адресу: ... - это один объект недвижимого имущества площадью 152,40 кв.м., принадлежащий на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли каждому) матери истца Ширкиной Валентине Феликсовне, отцу истца - Ширкину Валерию Васильевичу и Кушхову Казбеку Гисовичу, который не является родственником Ширкина В.В.
Согласно справке филиала ФКУП "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации" по Кабардино-Балкарской Республике (Нальчикское городское отделение) от 31 мая 2016 г. объект недвижимости - квартира ..., находящаяся по адресу: ..., принадлежит Ширкину Валерию Васильевичу на основании договора купли-продажи от 24 декабря 1997 г. Прежний адрес домовладения на основании правоустанавливающих документов: ...
Ширкин В.В. с 14 апреля 1998 г., его супруга Ширкина И.В. с 30 января 1999 г. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: ...
4 декабря 2013 г. Ширкин В.В. обратился в УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике с рапортом о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата) в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола заседания подкомиссии УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике от 10 декабря 2013 г. N 4 постановлено принять и подготовить документы для направления их в ФСИН России для принятия решения о постановке Ширкина В.В. с составом семьи из четырёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 27 октября 2015 г., оформленным выпиской из протокола N 71, Ширкину В.В. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения), а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
При этом комиссией был произведён расчёт жилой площади с целью определения обеспеченности Ширкина В.В. и членов его семьи жильём исходя из площади жилого дома по адресу: ..., в котором они проживают - 152,4 кв.м и количества зарегистрированных в названном помещении лиц - 5 человек.
Поскольку на момент рассмотрения комиссией ФСИН России вопроса о возможности постановки Ширкина В.В. с составом семьи из четырёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствовала информация о регистрации по месту жительства сына Ширкина В.В. - Ширкина Н.В. до 2012 года, а также дочери Ширкиной Д.В. с рождения (с ... г.), а также не представлены выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счёта на жилое помещение по адресу: ..., комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для постановки Ширкина В.В. и членов его семьи на учёт для получения указанной выплаты.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ширкина В.В. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырёх человек, суд первой инстанции исходил из того, что Ширкин В.В. с семьёй проживает в квартире общей площадью 49,2 кв. м, и с учётом пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пришёл к выводу о том, что обеспеченность Ширкина В.В. и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, составляет менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Производя расчёт площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи Ширкина В.В., включая несовершеннолетних детей, суд со ссылкой на положения статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации указал на то, что отсутствие регистрации детей Ширкина В.В. в названном жилом помещении не может являться основанием для исключения их из расчёта при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и отказа в постановке истца на учёт для получения спорной выплаты, поскольку в силу данной нормы закона местом жительства несовершеннолетних детей признаётся место жительства их родителей.
Возлагая на ФСИН России обязанность поставить Ширкина В.В. с составом семьи из четырёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции также пришёл к выводу о том, что истцом в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведённых нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учёт.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Ширкина В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты послужило в том числе непредставление им ряда документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно: информации о регистрации по месту проживания сына Ширкина В.В. - Ширкина Н.В. до 2012 года и дочери Ширкина В.В. - Ширкиной Д.В. с рождения (с ... г.), выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счёта за последние 5 лет до подачи заявления в комиссию ФСИН по месту прежнего проживания Ширкина В.В. и членов его семьи (по адресу: ... либо заменяющих их документов, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имевшиеся (имеющиеся) у Ширкина В.В. и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений в период с 21 ноября 2008 г. по 21 ноября 2013 г. Это лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Ширкина В.В. оснований, предусмотренных статьёй 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из четырёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе Ширкину В.В. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, суд посчитал, что доводы комиссии ФСИН России, приведённые в протоколе от 29 октября 2015 г. N 71, являются необоснованными, поскольку Ширкиным В.В. представлены все необходимые документы для постановки его на указанный учёт, в том числе подтверждающие его нуждаемость в жилом помещении.
Между тем в нарушение приведённых норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" выводы суда о том, что все необходимые и существенные сведения для постановки Ширкина В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты были им в рапорте отражены и представлены в комиссию ФСИН России, сделаны в отсутствие каких-либо доказательств.
Из материалов дела усматривается, что суд первой инстанции запрашивал у ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике учётное дело для получения единовременной социальной выплаты Ширкина В.В.
Однако в материалах дела содержатся только выписка из протокола заседания подкомиссии У ФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике от 10 декабря 2013 г. N 4, выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России от 27 октября 2015 г. N 71, копия технического паспорта с поэтажным планом и экспликацией к нему от 12 сентября 2009 г. на жилой дом, расположенный по адресу: ..., выписки из финансово-лицевого счёта и домовой книги от 13 мая 2016 г., в которых отражено, что по адресу: ..., со 2 июня 2012 г. зарегистрированы Ширкин Александр Валерьевич, ... года рождения, Ширкина Оксана Михайловна, ... года рождения, с 7 мая 2016 г. зарегистрированы - Ширкина Д.А., 7 ноября 2007 года рождения, и Ширкин Данил Александрович, ... года рождения. Также в материалах дела имеется справка филиала ФКУП "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации" по Кабардино-Балкарской Республике (Нальчикское городское отделение) от 31 мая 2016 г. о том, что объект недвижимости - квартира 2, находящаяся по адресу: ..., принадлежит Ширкину Валерию Васильевичу на основании договора купли-продажи от 24 декабря 1997 г.; прежний адрес домовладения на основании правоустанавливающих документов: ...
Сам же рапорт Ширкина В.В. и приложенные к нему документы, на основании оценки которых судебные инстанции пришли к выводу о том, что истцом представлены все необходимые документы, содержащие сведения о составе его семьи и подтверждающие наличие или отсутствие у Ширкина В.В. и проживающих совместно с ним членов его семьи права пользования жилым помещением на основании договора социального найма либо права собственности на жилое помещение, в материалах дела отсутствуют. В деле не имеется и доказательств, подтверждающих, что Ширкин В.В. и члены его семьи имеют право пользования только квартирой 2 в жилом доме 53 по ул. Краснопартизанской в г. Начальнике. Между тем общая площадь указанного жилого дома, собственниками которого в равных долях являются мать истца Ширкина В.Ф., его отец Ширкин В.В. и Кушхов К.Г. и в котором проживает Ширкин В.В. вместе с членами его семьи, составляет 152, 4 кв.м.
Правоустанавливающие документы на жилой дом по адресу: ..., расположенную в доме ... в г. Нальчике в материалах дела не представлены.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке Ширкина В.В. на учёт с составом семьи из четырёх человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сделаны без учёта норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно обеспеченности Ширкина В.В. и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
Кроме того, признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке Ширкина В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты, суд пришёл к выводу о том, что отсутствие регистрации несовершеннолетних детей Ширкина В.В. (сына Ширкина Н.В. до 2012 года и дочери Ширкиной Д.В. с рождения) в жилом помещении не может являться основанием для исключения их из расчёта при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и отказа в постановке истца на учёт для получения спорной выплаты, поскольку в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей признаётся место жительства их родителей.
Между тем в силу приведённого выше правового регулирования комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учёт на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. Поскольку Ширкиным В.В., претендующим на получение спорной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (несовершеннолетних детей), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что вывод судебных инстанций о достаточности факта совместного проживания детей Ширкина В.В. с родителями для решения вопроса о включении их в расчёт при определении обеспеченности членов семьи истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи при принятии комиссией решения о постановке Ширкина В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты является неправомерным.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции, с учётом определения этого же суда от 15 сентября 2016 г. об исправлении описки, и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об удовлетворении исковых требований Ширкина В.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 г. с учётом определения этого же суда от 15 сентября 2016 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 октября 2016 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2017 г. N 21-КГ17-16
Текст определения официально опубликован не был