Постановление Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 16 ноября 2017 г.
Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе председательствующего, Председателя Суда Федорцова А.А., судьи-докладчика Чайки К.Л., судей Ажибраимовой A.M., Айриян Э.В., Баишева Ж.Н., Колоса Д.Г., Нешатаевой Т.Н., Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э.,
при секретаре судебного заседания Чеченевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства национальной экономики Республики Казахстан о разъяснении Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов, являющегося приложением N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, установила:
I. Вопрос заявителя
Министерство национальной экономики Республики Казахстан (далее - Министерство национальной экономики, заявитель) обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) с заявлением о разъяснении Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (далее - Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин), являющегося приложением N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).
Основанием для обращения Министерства национальной экономики с запросом послужили следующие обстоятельства.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
В соответствии со статьей 372 Таможенного кодекса к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Республике Казахстан и Российской Федерации до вступления в силу Таможенного кодекса и возникающим после его вступления в силу, применяется соответственно таможенное законодательство Республики Казахстан и таможенное законодательство Российской Федерации, в соответствии с которыми действуют соответствующие контракты, а в части, не урегулированной этими таможенными законодательствами, - положения Таможенного кодекса.
Заявитель ссылается на то, что на основании указанной правовой нормы органами государственных доходов Республики Казахстан ввозные (импортные) таможенные пошлины, взимаемые при таможенном декларировании товаров в рамках контрактов на недропользование, не распределяются между государствами - членами Союза. Как следует из заявления Министерства национальной экономики, большинство контрактов на недропользование в углеводородном секторе Республики Казахстан заключено до вступления в силу Таможенного кодекса, причем многие из них содержат условие о применении норм таможенного и налогового законодательства Республики Казахстан, действовавшего с 1995 по 1999 годы, в котором отсутствовала правовая норма о распределении ввозных таможенных пошлин.
Министерство национальной экономики отмечает, что требование о необходимости распределения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе введено Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов от 21 мая 2010 года. С даты вступления в силу Договора о Союзе указанное Соглашение заменено Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин. В соответствии с пунктом 1 данного Протокола им определен порядок зачисления и распределения между государствами-членами сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, возникла с 1 сентября 2010 года.
На основании изложенного Министерство национальной экономики просит Суд разъяснить:
- распространяются ли положения Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин на контракты на недропользование, заключенные до 1 сентября 2010 года, в которых установлено правило о сохранении таможенной и налоговой стабильности, и не применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза;
- являются ли положения Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин частью таможенного законодательства.
Изложенное позволяет Большой Коллегии Суда констатировать, что заявитель просит Суд предоставить разъяснение по вопросу о действии Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин во времени, а также о месте данного Протокола в системе таможенного законодательства Союза.
II. Выводы Большой коллегии Суда
В соответствии с пунктом 46 Статута Суда Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 2 к Договору о Союзе (далее - Статут Суда), Суд по заявлению государства - члена Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.
Пунктом 49 Статута Суда предусмотрено, что обращение в Суд от имени государства-члена с заявлением о разъяснении осуществляется уполномоченными органами и организациями государства-члена, перечень которых определяется каждым государством-членом и направляется в Суд по дипломатическим каналам.
Нотой от 20 мая 2015 года N 21-37596/1759 Министерство иностранных дел Республики Казахстан уведомило Суд, что в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 6 мая 2015 года N 20 "Об органах и организации, уполномоченных на обращение в Суд Евразийского экономического союза" с заявлением о разъяснении положений Договора о Союзе, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза уполномочено обращаться, в том числе Министерство национальной экономики.
Таким образом, Министерство национальной экономики является уполномоченным органом по смыслу пункта 49 Статута Суда и имеет право на обращение в Суд с заявлением о разъяснении в соответствии с пунктом 46 Статута Суда.
Разъяснение положений Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, являющегося неотъемлемой частью Договора о Союзе, входит в предметную компетенцию (ratione materiae) Суда на основании пункта 46 Статута Суда.
Заявление Министерства национальной экономики соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 10 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101 (далее - Регламент Суда), в части указания реквизитов заявления и положений Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, по которым требуется разъяснение.
Согласно пункту 2 статьи 10 Регламента Суда заявление о разъяснении подписывается лицом, указанным в пункте 1 статьи 31 данного Регламента. В соответствии с подпунктом б) пункта 1 статьи 31 Регламента Суда представителями государств-членов в Суде могут выступать руководители уполномоченных органов и организаций государств-членов, определенных согласно пункту 49 Статута Суда.
Заявление подписано уполномоченным лицом - исполняющим обязанности министра национальной экономики Р. Даленовым, в подтверждение полномочий которого представлена копия Приказа Министра национальной экономики от 10 октября 2017 года N 188-нк.
Большая коллегия Суда отмечает, что ранее по вопросам, указанным в заявлении Министерства национальной экономики, консультативное заключение по тем же основаниям и обстоятельствам Судом не принималось.
Таким образом, у Суда основания для отказа в принятии заявления Министерства национальной экономики к производству, предусмотренные статьей 73 Регламента Суда, отсутствуют.
Руководствуясь пунктами 46, 49, 73, 74, подпунктом 1 статьи 95 Статута Суда, статьями 10 и 74 Регламента Суда, Большая коллегия Суда постановила:
1. Принять к производству заявление Министерства национальной экономики Республики Казахстан о разъяснении Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов, являющегося приложением N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
2. Судебное заседание по рассмотрению настоящего дела назначить на 17 января 2018 года на 10 часов 00 минут в помещении Суда Евразийского экономического союза.
3. Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
А.А. Федорцов |
Судьи |
А.М. Ажибраимова |
|
Э.В. Айриян |
|
Ж.Н. Баишев |
|
Д.Г. Колос |
|
Т.Н. Нешатаева |
|
В.Х. Сейтимова |
|
Г.А. Скрипкина |
|
А.Э. Туманян |
|
К.Л. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 16 ноября 2017 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления опубликован на официальном сайте Суда Евразийского экономического союза (http://courteurasian.org)