Решение CM/Del/Dec(2017)1288/H46-26
"Группа дел "Ким против Российской Федерации"*
(принято Комитетом министров Совета Европы 6-7 июня 2017 г. на 1288-м заседании представителей министров)
* (* Постановление Европейского Суда по делу "Ким против Российской Федерации" (Kim v. Russia) от 17 июля 2014 г., жалоба N 44260/13. См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2015. N 2 (примеч. редактора).)
Представители министров
1) приветствуют новый план действий от 7 апреля 2017 г., предоставляющий дальнейшую информацию о планируемых мерах в отношении нарушений, установленных в этой группе дел, касающихся произвольного содержания под стражей иностранных граждан при отсутствии реальных перспектив выдворения/выдачи и отсутствия судебного контроля за законностью такого содержания под стражей,
в отношении мер индивидуального характера по делу "Ким против Российской Федерации"
2) с интересом отмечают информацию о том, что заявитель не содержится под стражей и что в отношении него не ведется производство об административном выдворении, но также отмечают, что, по-видимому, он все еще является лицом без гражданства и документов, проживающим в Российской Федерации в нарушение миграционного законодательства,
3) таким образом, в свете указаний, данных в Постановлении Европейского Суда в соответствии со статьей 46 Конвенции, предложили властям Российской Федерации без дальнейших задержек предоставить информацию о гарантиях того, что ситуация заявителя не завершится его повторным задержанием и заключением под стражу,
в отношении мер индивидуального характера в деле "Чхиквишвили против Российской Федерации"
4) решают, что не требуется принятие подобных мер, поскольку заявитель вновь приобрел гражданство Грузии и в феврале 2014 года получил паспорт гражданина Грузии, после чего был депортирован из Российской Федерации,
в отношении мер общего характера
5) с интересом отмечают информацию о законодательных работах, окончание которых намечено на декабрь 2017 года, а также предлагают властям Российской Федерации предоставлять информацию о содержании планируемых реформ и прогрессе в принятии законодательства, а также о любых иных принятых или планируемых мерах, касающихся нарушений, установленных в настоящей группе дел,
6) напоминают, что вопрос об условиях содержания под стражей в изоляторах для иностранцев рассмотрен в других группах дел,
7) решают завершить рассмотрение этой группы дел на заседании о правах человека, планируемом, самое позднее, в июне 2018 года.
Пояснительная записка
к решению CM/Notes/1288/H46-26 по группе дел "Ким против Российской Федерации"
(принято Комитетом министров Совета Европы 6-7 июня 2017 г. на 1288-м заседании представителей министров)
Номер жалобы |
Название дела |
Дата постановления |
Вступило в силу |
Классификация |
"Ким против Российской Федерации" |
17.07.2014 |
17.10.2014 |
Срочные меры индивидуального характера |
|
43348/13 |
"Чхиквишвили против Российской Федерации" |
25.10.2016 |
25.10.2016 |
Системная проблема |
Описание дела
Эта группа дел касается различных нарушений, связанных с содержанием под стражей заявителей, являющихся лицами без гражданства, в период с июля 2011 года по май 2014 года, до административного выдворения с территории Российской Федерации, в частности:
- отсутствия судебной проверки законности содержания под стражей (нарушение пункта 4 статьи 5 Конвенции);
- произвольного содержания под стражей при отсутствии реальных перспектив выдворения, поскольку не была определена страна, способная принять заявителя, неспособность провести процедуру выдворения с надлежащей тщательностью (нарушение пункта 1 статьи 5 Конвенции в деле "Ким против Российской Федерации");
- неудовлетворительных условий содержания под стражей в изоляторе временного содержания для иностранных граждан г. Санкт-Петербурга, предназначенного для кратковременного содержания под стражей (в частности, из-за переполненности, неудовлетворительного состояния санитарных помещений и недостаточности прогулок) (нарушение статьи 3 Конвенции в деле "Ким против Российской Федерации").
Рассматривая конкретные обстоятельства, указанные в Постановлении по делу "Ким против Российской Федерации", Европейский Суд дал конкретные указания по исполнению Постановления, в соответствии со статьей 46 Конвенции.
Меры индивидуального характера
Европейский Суд отметил, что "в дополнение к тому, что заявитель является лицом без гражданства, он, по-видимому, не имеет постоянного места жительства и документов, удостоверяющих личность. Европейский Суд по этой причине обеспокоен тем, что после освобождения заявителя из-под стражи его ситуация останется нелегитимной с точки зрения иммиграционного законодательства Российской Федерации. Следовательно, существует риск того, что заявитель станет объектом нового судебного преследования согласно статье 18.8 [Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях_] Европейский Суд убежден, что власти Российской Федерации использовали бы все необходимые средства и процедуры для того, чтобы предотвратить повторный арест заявителя или заключение под стражу за совершение правонарушений, следующих из его статуса лица без гражданства_ Европейский Суд убежден, что власти Российской Федерации использовали бы все необходимые средства и процедуры для того, чтобы предотвратить повторный арест заявителя или заключение под стражу за совершение правонарушений, следующих из его статуса лица без гражданства (см. §§ 73-74 Постановления по делу "Ким против Российской Федерации").
Меры общего характера
A. В отношении нарушения пункта 4 статьи 5 Конвенции Европейский Суд счел, что власти "государство-ответчик должно прежде всего с помощью надлежащих правовых и (или) других мер обеспечить в правовой системе Российской Федерации функционирование механизма, который позволял бы гражданам возбуждать производство по рассмотрению вопроса о законности их содержания под стражей в ожидании выдворения из страны в свете новых обстоятельств, возникших в производстве о выдворении из страны_ и эта процедура должна иметь судебный характер и предоставлять гарантии, соответствующие для лишения свободы, о котором идет речь по тому или иному делу" (см. § 71 Постановления по делу "Ким против Российской Федерации").
B. Что касается нарушения пункта 1 статьи 5 Конвенции, Европейский Суд рекомендовал, чтобы власти Российской Федерации "предусмотрели бы необходимые меры общего характера для ограничения сроков содержания под стражей так, чтобы они оставались бы связанными с основанием содержания под стражей, применимым в иммиграционном контексте" (см. § 72 Постановления по делу "Ким против Российской Федерации").
Статус исполнения
Меры индивидуального характера
В своем плане действий от 19 мая 2015 г. (DH-DD(2015)527) власти Российской Федерации указали, что заявитель в деле "Ким против Российской Федерации" был освобожден из-под стражи 2 июля 2013 г. и что в отношении него не ведется производство о выдворении или депортации, таким образом, он не подвергается риску быть выдворенным с территории Российской Федерации. В своем последующем плане действий (DH-DD(2017)425), представленном 7 апреля 2017 г., власти Российской Федерации добавили, что в настоящее время заявитель не содержится под стражей и в отношении него не ведется производства об административном выдворении. Они также указали, что после вынесения Постановления Европейского Суда заявитель не подавал каких-либо жалоб в суды Российской Федерации
Что касается "риска", с которым может столкнуться заявитель в результате введения изменений в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (которая с января 2014 года делает автоматическим административное выдворение с территории Российской Федерации в случаях нарушения правил о пребывании и проживании), власти Российской Федерации ссылались на информацию, предоставленную по делу "Алим против Российской Федерации" (Alim v. Russia) (DH-DD(2015)411). Согласно этой информации, если того требует индивидуальная ситуация, суды Российской Федерации продолжают избегать выдворения при таких нарушениях contra legem в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной 5 марта 2015 г.
В деле "Чхиквишвили против Российской Федерации" Европейский Суд отметил, что заявитель вновь приобрел гражданство Грузии и 24 февраля 2104 г. получил паспорт гражданина Грузии, а также что он был выдворен с территории Российской Федерации 3 марта 2014 г. (см. § 19 Постановления по делу "Чхиквишвили против Российской Федерации").
Меры общего характера
В отношении нарушений пунктов 1 и 4 статьи 5 Конвенции власти Российской Федерации указали, что текст Постановления Европейского Суда по делу "Ким против Российской Федерации" был переведен, опубликован и распространен среди компетентных органов и в декабре 2015 года компетентные органы провели оценку необходимости законодательных изменений. После проведения этой оценки в августе 2016 года Президенту Российской Федерации был направлен доклад, включающий предложения по внесению изменений в соответствующее законодательство. В результате Правительство Российской Федерации в Постановлении от 26 октября 2016 г. дало указание Министерству внутренних дел Российской Федерации подготовить законопроект "О введении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", касающийся заключения под стражу с целью выдворения и депортации, а также обжалования этих действий. Работа над законопроектом должна быть закончена к декабрю 2017 года.
26 мая 2016 г. неправительственные организации Правозащитный центр "Мемориал" и Антидискриминационный центр "Мемориал" предоставили информацию, касающуюся принятия в настоящем деле мер общего характера (DH-DD(2016)864). В пункте 9.2 утверждается, что в целом власти Российской Федерации продолжают применять практику произвольного заключения под стражу лиц без гражданства до выдворения с территории Российской Федерации при отсутствии доступа к процедуре обжалования его законности. Однако было указано, что судами г. Иваново в некоторых делах были приняты меры по установлению предельных сроков содержания под стражей до выдворения.
Что касается условий содержания под стражей, власти Российской Федерации указали, что общие меры, направленные на улучшение условий содержания под стражей в специальных учреждениях, были приняты в рамках дела "Адеишвили (Мазмишвили против Российской Федерации" (Adeishvili (Mazmishvili) v. Russia) (см. план действий от 29 марта 2016 г., (DH-DD(2016)417)), а в учреждениях временного содержания и учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации - в рамках группы дел "Федотова против Российской Федерации" и пилотного Постановления по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации". В этой связи следует принять во внимание указанный выше пункт 9.2.
Анализ Секретариата Европейского Суда
Прежде всего следует отметить, что в последнем плане действий (DH-DD(2017)425) дополнительно указаны семь дел, рассматриваемые в группе дел "Гарабаев против Российской Федерации". Таким образом, информация, предоставленная по этим делам, будет доступна в контексте рассматриваемой группы дел.
Что касается мер индивидуального характера, представляется, что заявитель в деле "Ким против Российской Федерации" продолжает оставаться в неопределенной ситуации с точки зрения законодательства Российской Федерации. Информация, представленная властями Российской Федерации (например, о том, что в отношении него не возбуждено какого-либо производства о выдворении или депортации), будучи обнадеживающей, не является гарантией против риска произвольного заключения под стражу с целью административного выдворения в будущем. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции на январь 2014 года) лица, находящиеся в неопределенном положении, подлежат автоматическому выдворению, и отсутствуют какие-либо способы предотвращения производства, возбужденного против заявителя, его повторного задержания и заключения под стражу до вынесения внутригосударственными судами решения о выдворении. Нет каких-либо указаний на иные меры, которые могли бы защитить его от задержания и заключения под стражу, такие как предоставление разрешения на пребывание или определение безопасной третьей страны, в которую он мог бы быть выслан. Следовательно, необходимо предоставление дальнейшей информации о мерах, принятых в целях предотвращения "повторного задержания заявителя или заключение под стражу за совершение правонарушений, следующих из его статуса лица без гражданства, [незаконно пребывающим в Российской Федерации]" (§ 74 Постановления по делу "Ким против Российской Федерации").
В отношении повторного получения заявителем в деле "Чхиквишвили против Российской Федерации" гражданства Грузии и его депортации из Российской Федерации, по-видимому, все вопросы о мерах индивидуального характера, за исключением выплаты справедливой компенсации, присужденной Европейским Судом, представляются решенными.
Что касается вопроса о мерах общего характера, принимаемых в отношении нарушений пунктов 1 и 4 статьи 5 Конвенции, необходимо с интересом отметить, что власти Российской Федерации осуществляют работу по введению правовых норм для предотвращения подобных нарушений. В этой связи следует напомнить, что власти Российской Федерации обязаны рассмотреть вопрос о том, имеет ли выдворение реальные перспективы и является ли (или продолжается ли оставаться), содержание под стражей с целью выдворения обоснованным (см. § 52 Постановления по делу "Ким против Российской Федерации"). Периоды содержания под стражей, в частности, должны быть ограничены настолько, "чтобы они оставались бы связанными с основанием содержания под стражей, применимым в иммиграционном контексте" (см. § 72 Постановления по делу "Ким против Российской Федерации"). Законодательство также должно обеспечить наличие "механизма, который позволял бы физическим лицам возбуждать производство по рассмотрению вопроса о законности их содержания под стражей в ожидании выдворения из страны в свете новых обстоятельств, возникших в производстве о выдворении из страны" (см. § 71 Постановления по делу "Ким против Российской Федерации"). Ожидается предоставление информации о результатах законодательной работы.
Что касается нарушения статьи 3 Конвенции, следует отметить, что проблема условий содержания под стражей в специализированных изоляторах решается в рамках других групп дел, а также что обеспокоенность по поводу текущей ситуации, выраженная в объяснениях неправительственной организации "Мемориал в мае 2016 года, будет принята во внимание в ходе рассмотрения этих групп дел.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение CM/Del/Dec(2017)1288/H46-26 "Группа дел "Ким против Российской Федерации" (принято Комитетом министров Совета Европы 6-7 июня 2017 г. на 1288-м заседании представителей министров)
Текст решения опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека "Российская хроника ЕС. Специальный выпуск" N 3/2017