Постановление Коллегии Суда Евразийского экономического союза от 16 ноября 2017 г.
Коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе судей Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,
под председательством судьи-докладчика Сейтимовой В.Х.,
при секретаре судебного заседания Борель Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ВИЗ-СТАЛЬ" о признании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 года N 130 "Об установлении факта нарушения статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года по делу о нарушении правил конкуренции на трансграничном рынке N 22-АС-01" не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и его отмене, установила:
1. Общество с ограниченной ответственностью "ВИЗ-СТАЛЬ" (далее - ООО "ВИЗ-СТАЛЬ", заявитель) обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) с заявлением о признании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 года N 130 "Об установлении факта нарушения статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года по делу о нарушении правил конкуренции на трансграничном рынке N 22-АС-01" (далее - решение Комиссии от 26 сентября 2017 года N 130) не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и его отмене.
Из представленных материалов следует, что ООО "ВИЗ-СТАЛЬ" является хозяйствующим субъектом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц Российской Федерации.
Оспариваемым решением Комиссии от 26 сентября 2017 года N 130 действия доминирующего субъекта рынка НЛМК, выразившиеся в установлении и применении в исследуемый период ежемесячных коэффициентов макроэкономического риска в размере от 5,3% до 23% от цены стали электротехнической, определяющих доплату, подлежащую уплате дополнительно к стоимости приобретаемой потребителями Республики Беларусь и Республики Казахстан стали электротехнической, признаны дискриминационными условиями реализации этой продукции и нарушением подпункта 6) пункта 1 статьи 76 Договора; действия должностных лиц - вице-президента ПАО "НЛМК" и заместителя вице-президента по продажам директора по продуктовому маркетингу ПАО "НЛМК" признаны нарушением подпункта 6) пункта 1 статьи 76 Договора; назначены штрафные санкции в отношении ПАО "НЛМК" - 77 781 511 российских рублей, ООО "ВИЗ-СТАЛЬ" - 139 586 073 российских рублей, а также в отношении указанных должностных лиц ПАО "НЛМК" - 101 250 российских рублей и 95 833 российских рублей соответственно; субъекту рынка НЛМК предписано не издавать и не применять распоряжения о применении дискриминирующих дополнительных условий на заказ на сталь электротехническую в отношении покупателей, зарегистрированных в государствах-членах.
ООО "ВИЗ-СТАЛЬ" указывает, что, как юридическое лицо, самостоятельно не устанавливало рассматриваемые коэффициенты, поэтому необоснованно вменение хозяйствующему субъекту правонарушения, которое оно не совершало, и наложение штрафов на должностных лиц иного хозяйствующего субъекта, даже при условии отнесения хозяйствующих субъектов к одной группе лиц.
Заявитель считает, что Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) не доказано наличие нарушений в его действиях; предписание противоречит положениям Договора; нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
По мнению заявителя, Комиссией допущено следующее: 1) нарушен порядок определения доминирующего положения Группы НЛМК на трансграничном рынке; 2) не доказано наличие в действиях ПАО "НЛМК" и ООО "ВИЗ-СТАЛЬ" нарушения подпункта 6) пункта 1 статьи 76 Договора; 3) Комиссия не обладала компетенцией, предусмотренной Договором, для рассмотрения дела N 22-АС-01; 4) нарушены положения Договора (пункта 10 Протокола N 19 и пункта 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках) в части указания в Решении на действия, которые должны быть совершены заявителем; 5) необоснованно установлено нарушение подпункта 6) пункта 1 статьи 76 Договора в действиях должностных лиц ПАО "НЛМК".
2. Изучив заявление ООО "ВИЗ-СТАЛЬ", прилагаемые к нему документы, заслушав судей, Коллегия Суда считает необходимым в принятии заявления к производству отказать.
Согласно пункту 41 Статута Суда (приложение N 2 к Договору) вопрос о наличии компетенции Суда по разрешению спора разрешается Судом. Суд при определении того, обладает ли он компетенцией рассматривать спор, руководствуется Договором, международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами Союза с третьей стороной.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 39 Статута Суда к компетенции Суда относится рассмотрение споров, возникающих по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, по заявлению хозяйствующего субъекта о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
Порядок рассмотрения дел о разрешении споров в Суде определяется Регламентом (пункт 52 Статута Суда).
3. Оспариваемое решение Комиссии N 130 принято 26 сентября 2017 года, опубликовано 2 октября 2017 года (согласно официальной информации, размещенной на правовом портале Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01514955/clcd_02102017_130).
Согласно пункту 9 названного решения оно вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, что соответствует предписаниям абзаца первого пункта 16 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору, далее - Положение о ЕЭК).
31 октября 2017 года на сайте правового портала Евразийского экономического союза было размещено Официальное сообщение Евразийской экономической комиссии (от 31 октября 2017 года N 2) о приостановлении вступления в силу решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 года N 130 "Об установлении факта нарушения статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года по делу о нарушении правил конкуренции на трансграничном рынке N 22-АС-01" в связи с поступлением заявления Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 октября 2017 года N 7879п-П13, направленного в соответствии с пунктом 30 Положения о ЕЭК, до рассмотрения вопроса в отношении данного решения Межправительственным советом и принятия соответствующего решения по итогам такого рассмотрения.
Как видно из хронологии принятия оспариваемого решения N 130 (26 сентября 2017 года), принятия решения о приостановлении его действия (на 30-й день), решение Комиссии от 26 сентября 2017 года N 130 не вступило в силу.
Из Официального сообщения Комиссии следует, что приостановление вступления решения Комиссии в силу произведено по процедуре, предусмотренной пунктом 30 Положения о ЕЭК, пунктом 117 Регламента работы Евразийской экономической комиссии (утверждено решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 98, далее - Регламент ЕЭК).
Согласно пункту 7 статьи 16 Договора Межправительственный совет рассматривает по предложению государства-члена вопросы, касающиеся отмены или изменения принятых решений Комиссии, либо, в случае недостижения согласия, вносит их на рассмотрение Высшего совета.
В соответствии с указанными нормами глава правительства государства-члена инициирует вопросы, касающиеся отмены или изменения принятых решений Комиссии, до даты вступления в силу.
Таким образом, оспариваемое ООО "ВИЗ-СТАЛЬ" решение Комиссии от 26 сентября 2017 года N 130 не вступило в силу, его вступление в силу приостановлено, что свидетельствует об очевидной ситуации отсутствия правовых признаков наличия спора, предусмотренных подпунктом 2) пункта 39 Статута Суда:
оспариваемый акт органа Союза не вступил в силу, является недействующим актом, а потому не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не может повлечь нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
3.1. В соответствии с подпунктом г) пункта 1 статьи 9 Регламента Суда (утвержден решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101, далее - Регламент Суда), в заявлении хозяйствующего субъекта о разрешении спора указываются права и законные интересы, которые, по мнению хозяйствующего субъекта, нарушены оспариваемым решением Комиссии и (или) действием (бездействием) Комиссии, а также фактические обстоятельства и доводы, на которых основывается требование хозяйствующего субъекта, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи.
Достоверное сведение о том, что вступление в силу оспариваемого решения Комиссии приостановлено и в существующем состоянии правовых последствий не порождает, свидетельствует о непредставлении заявителем доказательств наличия "фактических обстоятельств и доводов, на которых основывается требование хозяйствующего субъекта" (подпункт г) пункта 1 статьи 9 Регламента Суда) о признании оспариваемого решения не соответствующим Договору.
При таких обстоятельствах Коллегия Суда считает, что рассмотрение спора не относится к компетенции Суда (подпункт а) пункта 2 статьи 33 Регламента Суда), поэтому оснований принятия заявления к производству не имеется.
3.2. В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Договора Межправительственный совет рассматривает по предложению государства-члена вопросы, касающиеся отмены или изменения принятых решений Комиссии, либо, в случае недостижения согласия, вносит их на рассмотрение Высшего совета.
Высший совет рассматривает по предложению государства-члена вопросы, касающиеся отмены или изменения решений, принятых Межправительственным советом или Комиссией с учетом положений пункта 7 статьи 16 Договора (подпункт 8) пункта 2 статьи 12 Договора).
Согласно абзацам 4 и 6 пункта 30 Положения о ЕЭК государство-член в случае несогласия с решением, принятым Советом Комиссии по результатам рассмотрения вопроса об отмене решения Коллегии Комиссии или внесения в него изменений, либо в случае истечения срока, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, но не позднее 30 календарных дней с даты официального опубликования решения Совета Комиссии, может направить в Комиссию письмо за подписью главы правительства с предложением о внесении соответствующего вопроса на рассмотрение Межправительственного совета и (или) Высшего совета.
Решение Коллегии Комиссии, в отношении которого было внесено предложение об отмене или внесении изменений в соответствии с настоящим пунктом, не вступает в силу и приостанавливается на срок, необходимый для рассмотрения вопроса в отношении этого решения Межправительственным советом и (или) Высшим советом и принятия соответствующего решения по итогам такого рассмотрения.
В соответствии с пунктом 117 Регламента ЕЭК решение Комиссии, в отношении которого в Комиссию поступило предложение государства-члена (главы правительства государства-члена) о внесении на рассмотрение Межправительственного совета и (или) Высшего совета вопроса, касающегося отмены или изменения этого решения Комиссии, не вступает в силу и приостанавливается на срок, необходимый для рассмотрения вопроса в отношении этого решения Межправительственным советом и (или) Высшим советом и принятия соответствующего решения по итогам такого рассмотрения.
Анализ вышеприведенных норм права Союза позволяет сделать вывод о регламентации в нём двух порядков оспаривания Решений Комиссии:
1) судебном, реализуемом путем подачи заявления в Суд об оспаривании вступившего в силу акта права Союза - решения Комиссии;
2) внесудебном, реализуемом Высшим советом и Межправительственным советом по процедуре отмены (или изменения) не вступившего в силу решения Комиссии.
Внесудебная процедура рассмотрения вопроса об отмене (изменении) решения Комиссии Высшим советом, Межправительственным советом проводится исключительно в отношении не вступившего в силу решения Комиссии, что прямо предусмотрено вышеперечисленными нормами права Союза. Условие о рассмотрении вопроса в отношении исключительно не вступившего в силу решения является обязательным для этой процедуры.
Для вступившего в силу акта Комиссии действует судебный порядок оспаривания, реализуемый в соответствии с подпунктами 1-2) пункта 39 Статута Суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 41, подпунктом 1) пункта 95 Статута Суда, подпунктом а) пункта 2 статьи 33, статьей 84 Регламента Суда, Коллегия Суда постановила:
Отказать в принятии к производству заявления общества с ограниченной ответственностью "ВИЗ-СТАЛЬ" о признании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 года N 130 "Об установлении факта нарушения статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года по делу о нарушении правил конкуренции на трансграничном рынке N 22-АС-01" не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и его отмене.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
В.Х. Сейтимова |
Судьи |
Г.А. Скрипкина |
|
А.Э. Туманян |
|
А.А. Федорцов |
|
К.Л. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Суда Евразийского экономического союза от 16 ноября 2017 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Суда Евразийского экономического союза (http://courteurasian.org)