Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки С.А. Поваляевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, в удовлетворении требования гражданки С.А. Поваляевой к администрации муниципального образования об обязании в срок до 29 февраля 2016 года установить и ввести в эксплуатацию прибор учета газа в занимаемом ею и членами ее семьи по договору социального найма жилом помещении, отапливаемом без использования газоиспользующего оборудования, было отказано, в том числе со ссылкой на обратную силу введенных Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" законоположений, освобождающих собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов от обязанности по их оснащению приборами учета используемого природного газа после наступления ранее предусмотренного законом срока исполнения данной обязанности (1 января 2015 года) в случаях, когда указанные объекты недвижимости отапливаются без использования газоиспользующего оборудования.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.А. Поваляева оспаривает конституционность следующих законоположений: пункта 5.2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), согласно которому обязанность собственников до 1 января 2015 года оснастить принадлежащие им объекты недвижимости приборами учета используемого природного газа не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования;
пункта 16 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым действие пункта 5.2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
По мнению заявительницы, указанные законоположения противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они освобождают собственника - наймодателя жилого помещения по договорам социального найма от обязанности по установке приборов учета газа, которая им не была своевременно исполнена, и лишают граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, права требования к наймодателю исполнения ранее возложенной на него обязанности по установке прибора учета газа, чем ставят одних граждан-нанимателей в неравное положение с другими гражданами-нанимателями, которым в установленные сроки прибор учета был установлен.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые заявительницей законоположения, предусматривающие необходимость обязательного оснащения приборами учета используемого природного газа жилых помещений, отапливаемых с использованием газоиспользующего оборудования, в условиях реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, поступенчатой реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности, с учетом имеющейся дискреции законодателя по созданию условий эффективного потребления энергетических ресурсов (статья 72, пункты "в", "д" части 1, Конституции Российской Федерации), в том числе посредством регламентации соответствующих отношений в жилищно-коммунальной сфере, согласуются с положениями статьи 9 и 58 Конституции Российской Федерации, отвечают целям энергосбережения и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поваляевой Светланы Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 2405-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поваляевой Светланы Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 5.2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 16 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)