Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 октября 2017 г. N 03-13-14/64240
Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросам индексации ставок акцизов на автомобильный бензин и отмены транспортного налога, сообщает.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2018 года, утверждены ставки акцизов на подакцизные товары на период с 2018 по 2020 гг. При этом в связи с тем, что указанные ставки установлены в твердой сумме (в рублях за единицу измерения в натуральном выражении), предусмотрена их ежегодная индексация с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) акцизы относятся к федеральным налогам. Согласно статье 179 Кодекса налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Кодекса установлено, что объектом налогообложения акцизами признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства.
В настоящее время рассматривается вопрос о дополнительной индексации ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, которая обусловлена необходимостью ускорения темпов строительства автомобильных дорог и развития инфраструктуры регионов, имеющих важное стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны.
Окончательно решение о размере такой индексации будет принято в ходе рассмотрения соответствующего законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что доля акциза в розничной цене указанных нефтепродуктов не превышает 20 процентов. При этом уровень рыночных цен на подакцизные нефтепродукты зависит не только от размера ставок акцизов, но также от спроса и предложения, количества перепродавцов и размера их торгово-сбытовых надбавок, соотношения внутренних цен с мировыми, а также других факторов. Указанные факторы учитываются нефтяными компаниями при установлении цен на производимые ими товары.
Что касается транспортного налога, то согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
На основании статьи 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 357 Кодекса.
Статьей 358 Кодекса установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база для исчисления транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статистическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 данного пункта, - как единица транспортного средства (статья 359 Кодекса).
Согласно статье 356 Кодекса законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку по транспортному налогу в пределах, установленных главой 28 "Транспортный налог" Кодекса.
Таким образом, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и налоговую базу.
В случае отмены транспортного налога возникнет необходимость в возмещении потерь региональных и местных бюджетов. В связи с этим потребуется существенно повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.