Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ПАО "Управляющая компания "Арсагера" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, было отказано в удовлетворении исковых требований акционерного общества "Управляющая компания "Арсагера" и других к акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть" о взыскании убытков, причиненных в результате принудительного выкупа акций акционерного общества "РН Холдинг" по цене, не устраивающей истца. При этом суды, исследовав обстоятельства спора и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости акций акционерного общества "РН Холдинг", исходили, в частности, из того, что принудительный выкуп ценных бумаг был осуществлен ответчиком по цене, определенной надлежащим образом, не ниже цены приобретения акций при добровольном предложении и их рыночной стоимости.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ПАО "Управляющая компания "Арсагера" оспаривает конституционность положений пункта 4 статьи 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о порядке определения цены выкупа ценных бумаг публичного общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества.
По мнению заявителя, данные законоположения противоречат статьям 8 (часть 2), 17 (часть 3) и 35 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации в той части, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они допускают возможность принудительного выкупа акций публичного акционерного общества без учета справедливой цены данных акций, которая может быть выше цены, определенной оценщиком для целей выкупа.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В сохраняющем свою силу Определении от 3 июля 2007 года N 681-О-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положения статьи 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах" и части 5 статьи 7 Федерального закона от 5 января 2006 года N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" являются соразмерным ограничением прав миноритарных акционеров и не могут расцениваться как нарушающие статью 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку право, предоставленное ими преобладающему акционеру, обеспечивает не только его частный интерес, но одновременно и публичный интерес в развитии акционерного общества в целом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в данном Определении, эффективной гарантией соблюдения баланса интересов участников соответствующих правоотношений в процедуре принудительного выкупа акций и, следовательно, защиты прав миноритарных акционеров является осуществление всестороннего судебного контроля за указанной процедурой, который в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 февраля 2004 года N 3-П, подразумевает как оценку правильности определения цены выкупаемых акций и наличия убытков у истца, причиненных в связи с ненадлежащим ее определением, так и исследование связанных с принудительным выкупом или возникновением права на такой выкуп фактических обстоятельств, могущих свидетельствовать о существенном нарушении требований закона или о злоупотреблении правами и влиять на установление справедливой цены за выкупаемые акции. Только при соблюдении судами названных требований предусмотренные законом процедуры обжалования законности решений о принудительном выкупе и обращения с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых акций, могут признаваться эффективным средством судебной защиты прав владельцев выкупаемых акций.
Рассматриваемые с учетом изложенных выводов Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Установление же и оценка фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе в части правильности определения цены выкупаемых у заявителя ценных бумаг, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества "Управляющая компания "Арсагера", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По поводу принудительного выкупа акций по требованию лица, которое приобрело более 95% таких ценных бумаг, КС РФ отметил следующее.
Ранее уже разъяснялось, что подобное регулирование являются соразмерным ограничением прав миноритарных акционеров. Такое право, предоставленное преобладающему акционеру, обеспечивает не только его частный интерес, но одновременно и публичный интерес в развитии АО в целом.
Как подчеркнул КС РФ, такая позиция сохраняет свою силу.
При этом эффективной гарантией соблюдения баланса интересов и защиты прав миноритарных акционеров является всесторонний судебный контроль за процедурой выкупа. Он подразумевает как оценку правильности определения цены выкупаемых акций и наличия убытков у истца, так и исследование фактических обстоятельств, которые могут свидетельствовать о существенном нарушении требований закона или о злоупотреблении правами.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 2402-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества "Управляющая компания "Арсагера" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)