Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 7-КГ17-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Юрьева И.М.,
судей Горохова Б.А., Назаренко Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куэк Чена к администрации города Иванова о предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе Куэк Чена на решение Ленинского районного суда города Иванова от 12 декабря 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 1 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителей истца Куэк Чена - Селихановой А.А. и Николаева А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Куэк Чен обратился в суд с иском к администрации города Иванова о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения на территории города Иванова.
В обоснование своих требований истец указал на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2008 года принят на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включён в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. 6 октября 2016 года Куэк Чен обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, однако ответа не получил, жилое помещение не предоставлено.
Куэк Чен полагает, что имеет право на дополнительные социальные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ссылаясь на отсутствие у него своего жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда города Иванова от 12 декабря 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 1 февраля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Куэк Чен ставит вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене состоявшихся судебных постановлений, как принятых с существенным нарушением норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 23 августа 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 19 октября 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Куэк Чен, ... года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - Ле Тхи Тхоа и его отец - By Шон Тху отказались от него в Рыльском доме ребёнка. Решением Глушковского районного суда Курской области от 12 февраля 1997 года родители Куэк Чена были признаны безвестно отсутствующими.
Куэк Чен (до смены имени By Хай Нам) являлся воспитанником ОКОУ "Теткинский детский дом" с 30 августа 1993 года по 2 сентября 1997 года. В период с 1 сентября 1997 года по 30 июня 2008 года истец обучался в ФГБОУ "Ивановская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Е.Д. Стасовой" и находился на полном государственном обеспечении.
С 10 апреля 2008 года Куэк Чен принят администрацией города Иванова на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включён в список детей - сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
С 1 марта 2013 года Департаментом социальной защиты населения Ивановской области Куэк Чен включён в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, по состоянию на 14 ноября 2016 года состоит на учёте под номером 51, по г. Иваново - N 41.
6 октября 2016 года обратился в администрацию города Иванова с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, однако ответа не получил.
Куэн Чен жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет, а в настоящее время временно зарегистрирован до 8 октября 2020 года по адресу: ..., комната N ...
Разрешая возникший спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что при отсутствии соответствующего финансирования на органах местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, за счёт средств местного бюджета. Исполнение данной обязанности органом местного самоуправления должно осуществляться исключительно за счёт целевых денежных средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета Ивановской области в соответствии с очерёдностью предоставления жилья по сформированному Департаментом социальной защиты населения Ивановской области Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных образований Ивановской области.
При этом суды исходили из того, что удовлетворение исковых требований истца путём возложения на администрацию города Иванова обязанности по предоставлению Куэк Чену специализированного жилого помещения в городе Иваново в порядке исполнения судебного решения, повлечёт нарушение прав других детей-сирот, которые приобрели право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда ранее истца, а потому такое решение суда было бы социально несправедливым.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержаться и в статье 8 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года N 7-ОЗ (ред. от 29 ноября 2016 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области".
Таким образом, как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций учтены не были, что повлекло за собой вынесение незаконных судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Куэк Чена, в связи с чем решение Ленинского районного суда города Иванова от 12 декабря 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 1 февраля 2017 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинского районного суда города Иванова от 12 декабря 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 1 февраля 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: |
Юрьев И.М. |
Судьи: |
Горохов Б.А. |
|
Назаренко Т.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 7-КГ17-8
Текст определения официально опубликован не был