Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2017 г. N 33-УД17-5
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Сабурова Д.Э.,
судей Таратуты И.В. и Хомицкой Т.П.
при секретаре Семеновой Т.Е.,
с участием прокурора Телешевой-Курицкой Н.А.,
осужденного Играева А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Играева А.С. на приговор Киришского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2011 года, кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 14 июля 2011 года и постановление президиума Ленинградского областного суда от 22 октября 2013 года.
По приговору Киришского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2011 года
Играев Андрей Сергеевич, _, несудимый,
осужден к лишению свободы: за совершение трех преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (по эпизодам от 4, 26 и 29 октября 2010 года), на 4 года за каждое, по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на 8 лет.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 14 июля 2011 года, вынесенным в соответствии с главой 45 УПК РФ, приговор в отношении Играева оставлен без изменения.
Постановлением президиума Ленинградского областного суда от 22 октября 2013 года приговор Киришского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 14 июля 2011 года в отношении Играева в части его осуждения по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (по эпизодам от 26 и 29 октября 2010 года) отменены, уголовное дело в этой части прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в действиях состава преступления; в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ), по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний окончательно Играеву назначено 8 лет 2 месяца лишения свободы.
В остальной части судебные решения оставлены без изменения.
Заслушав доклад судьи Таратуты И.В., выслушав осужденного Играева А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Телешеву-Курицкую Н.А., полагавшую необходимым судебные решения изменить, Судебная коллегия установила:
С учетом внесенных в приговор изменений Играев признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, а также в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере, совершенных при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Играев выражает несогласие с состоявшимися в отношении него судебными решениями ввиду допущенных судом нарушений требований уголовного закона, а именно положений ст. 66, 62 УК РФ, при назначении ему наказания. Просит об изменении судебных решений и о смягчении наказания.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит указанные выше судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием отмены или изменения судебного решения при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному делу такие нарушения допущены.
Исходя из положений ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ, и с учетом положений его Общей части. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 УК РФ, срок или размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление.
Согласно ч. 1 ст. 62 УК РФ, при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. "и" и (или) п. "к" ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
При этом, в соответствии с действующим законодательством, при применении ст. 62 УК РФ в случае совершения неоконченного преступления указанная в данной норме закона часть наказания исчисляется от срока или размера наказания, которые могут быть назначены по правилам ст. 66 УК РФ. Если в результате применения ст. 66 и ст. 62 УК РФ срок или размер наказания, который может быть назначен осужденному, окажется менее строгим, чем низший предел наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, то наказание назначается ниже низшего предела без ссылки на ст. 64 УК РФ.
Как следует из приговора, при назначении Играеву наказания судом были учтены характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, данные его личности, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств и наличие смягчающего обстоятельства - явки с повинной.
Таким образом, исходя из последовательного применения положений ч. 2 ст. 66 и ч. 1 ст. 62 УК РФ, за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, Играеву могло быть назначено наказание, не превышающее 6 лет 8 месяцев лишения свободы.
Между тем, суд назначил осужденному за указанное преступление наказание в виде 8 лет лишения свободы, что свидетельствует о существенном нарушении норм уголовного закона при назначении наказания.
Данное нарушение закона не было устранено ни судебной коллегией Ленинградского областного суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке в соответствии с главой 45 УПК РФ, ни президиумом Ленинградского областного суда.
Допущенные нарушения закона в силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ являются основаниями для изменения приговора Киришского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2011 года, кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 14 июля 2011 года и постановления президиума Ленинградского областного суда от 22 октября 2013 года в отношении Играева и снижения назначенного осужденному наказания как по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, так и по совокупности преступлений.
Руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Киришского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2011 года, кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 14 июля 2011 года и постановление президиума Ленинградского областного суда от 22 октября 2013 года в отношении Играева Андрея Сергеевича, изменить.
Смягчить наказание, назначенное Играеву А.С. по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, до 6 лет 8 месяцев лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний назначить Играеву А.С. 6 лет 10 месяцев лишения свободы.
В остальном судебные решения в отношении Играева А.С. оставить без изменения.
Председательствующий |
Сабуров Д.Э. |
Судьи |
Таратута И.В. |
|
Хомицкая Т.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2017 г. N 33-УД17-5
Текст определения официально опубликован не был