Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО "СПУРТ СИСТЕМЫ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание информационной системы Госавтодорнадзора (номер извещения 0173100005017000038) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в пункте 3.2 части III "Техническая часть" Конкурсной документации требования к исполнителю о наличии лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в части, касающейся передачи шифровальных (криптографических) средств (далее - Лицензия ФСБ), а также лицензии ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, которая в том числе должна распространяться на работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации (далее - Лицензия ФСТЭК), при этом вышеуказанные требования не установлены в пункте 2 раздела I.3 "Информационная карта открытого конкурса" Конкурсной документации к участниками Конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 41 359 800 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.11.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 08.11.2017.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что предметом Конкурса является создание информационной системы Госавтодорнадзора.
При этом пунктом 6.1 раздела III "Техническая часть" Конкурсной документации установлены требования о наличии у исполнителя разрешительной документации: "Исполнитель должен соответствовать общим требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
В рамках реализации требований пункта 5.2.1.10 настоящего технического задания Исполнитель должен реализовать концепцию Single Sign On (обмен криптозащищенными токенами аутентификации), то есть разрабатывать информационную систему с использованием шифровальных (криптографических) средств.
Для выполнения этих работ Исполнитель должен обладать лицензией ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица [или индивидуального предпринимателя]), в части, касающейся:
- разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
- изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.
Кроме этого, работы, указанные в пункте 5.1 настоящего технического задания, требуют от Исполнителя разработать Технический проект ИС Госавтодорнадзора. Эта информационная система, ввиду применения технологии Single Sign On не может никак иначе расцениваться кроме как "информационная система в защищенном исполнении". Проектирование информационных систем в защищенном исполнении также является лицензируемым видом деятельности, для выполнения которой необходима лицензия ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, которая в том числе должна распространяться на работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования о наличии Лицензии ФСБ, Лицензии ФСТЭК России не установлены к участнику закупки, в связи с тем, что не для всех работ, предусмотренных технической частью Конкурсной документации, требуются вышеуказанные лицензии, в связи с чем требования о наличии вышеупомянутых лицензий установлены к исполнителю работ в рамках заключенного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу ЗАО "СПУРТ СИСТЕМЫ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 ноября 2017 г. N К-1502/17 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был