Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ФГБОУ ВО "МТУ" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта по лоту N 10 на выполнение ОКР "Разработка комплексного решения, представляющего собой совокупность методов и приемов, а также ряда технического оборудования, по повышению эффективности закупочной деятельности судостроительной промышленности, включая управление поставщиками" Шифр "Закупки ОМТ" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100009517000195) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссией, неправомерно присвоившей низкую оценку в баллах сведениям, представленным Заявителем и высокую оценку сведениям, представленным ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр" по критерию оценки заявок "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 28.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 320 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.10.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 26.10.2017.
6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки, из которых 4 заявки признаны соответствующей требованиям Конкурсной документации.
7) победителем Конкурса признано Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр" с предложением о цене контракта 315 000 000 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 50%, коэффициент значимости 0,5, максимальное количество баллов 100.
Критерий N 1 содержит, в том числе показатель "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" со следующим порядком оценки заявок:
"Лучшим условием исполнения Контракта по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является наибольшее количество выполненных участником закупки за период с 2007 по 2017 год без штрафных санкций работ сопоставимого характера и объема предмету конкурса, подтвержденное копиями контрактов (договоров), актами сдачи-приемки выполненных работ или иными документами, предусмотренными настоящим порядком оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
В отношении Лота N 10 (Шифр "Закупки ОМТ") работами сопоставимого характера и объема предмету конкурса будут считаться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области гражданского судостроения и нефтегазодобывающей промышленности стоимостью (без учета привлеченных собственных средств) не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) или работы, при выполнении которых участником закупки созданы результаты интеллектуальной деятельности, зарегистрированные в период с 2014 по 2017 по следующим направлениям:
- организация рационального управления запасами на судостроительном предприятии;
- контроль складских ресурсов судостроительного предприятия и доставки товаров;
- сопровождение закупочных процедур при строительстве объекта морской техники;
- контроль исполнения заказов на компоненты судовых систем судостроительными организациями.
Конкурсной комиссией будут приниматься в расчет только выполненные (завершенные) работы за период с 2007 по 2017 год с приложением копий контрактов (договоров) (с отражением объекта контракта, сроков исполнения и стоимости каждого этапа, в случае нескольких этапов, и работы в целом), актов сдачи-приёмки этапа, в случае нескольких этапов, и работы в целом.
Выполнение работ, по итогам которых участником закупки созданы результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат участнику закупки, подтверждается копиями документов о государственной регистрации таких результатов интеллектуальной деятельности (в части лота N 10)".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по Показателю N 1 установлен в Конкурсной документации ненадлежащим образом, поскольку из вышеуказанного порядка оценки заявок не представляется возможным однозначно определить какими именно документами подтверждается опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.10.2017 N ПРО 2 (Протокол РО_Лот 10 (30ро_10-09) (далее - Протокол рассмотрения заявок) заявке победителя Конкурса - ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр" присвоено 90,19 баллов, а заявке Заявителя присвоено 64,15 балла.
Из пояснений представителя Заказчика, в том числе следует, что заявке Заявителя присвоено 64,15 балла, поскольку в качестве подтверждения опыта участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по Показателю N 1 в составе заявки Заявителя приложены, в том числе копии документов о государственной регистрации таких результатов интеллектуальной деятельности без приложения копий контрактов, что, по мнению Единой комиссии, не соответствует условиям оценки заявок по Показателю.
Учитывая изложенное, а также отсутствие в Конкурсной документации надлежащего порядка оценки, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии при осуществлении оценки заявок на участие в Конкурсе нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол рассмотрения заявок составлен 26.10.2017 и размещен в ЕИС 30.10.2017, то есть позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.
Таким образом, действия Заказчика при размещении Протокола рассмотрения заявок нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГБОУ ВО "МТУ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 03.11.2017 по делу N К-1508/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 ноября 2017 г. N К-1508/17 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был