Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Гермес" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию системы предоставления государственных услуг в электронном виде Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ПК "Электронные госуслуги") (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100006417000249) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено ненадлежащее требование о предоставлении отчетной документации по результатам исполнения контракта до завершения срока оказания услуг по контракту.
3. Заказчиком ненадлежащим образом предоставлен ответ на соответствующий запрос участника закупки о предоставлении разъяснений Конкурсной документации.
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 218 300,00 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.11.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 03.11.2017;
6) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2), а также по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 3).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) цена Контракта - 30%;
2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, величина значимости критерия оценки заявок - 50%;
3) квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 20%.
Согласно Порядку оценки, по Критерию N 2 оценке подлежат "предложения участника закупки по качеству работ, учитываемые для целей расчета количества баллов, которые удовлетворяют указанным ниже критериям квалифицированности и значимости для Государственного заказчика.
1. Значимыми предложениями считаются предложения, которые содержат следующие сведения по пункту(ам) п. 5 Части VI Конкурсной документации:
- связанные между собой конкретные последовательные шаги (этапы) выполнения работ, указанных в пункте(ах) п. 5 Части VI Конкурсной документации);
- итоговые результаты по каждому шагу (этапу) выполнения работ, указанных в пункте(ах) п. 5 Части VI Конкурсной документации;
- решения, которые необходимо будет принять на каждом шаге (этапе) выполнения работ, указанных в пункте(ах) п. 5 Части VI Конкурсной документации, в случае возникновения необходимости использования альтернативного способа их реализации;
2. Квалифицированными предложениями считаются значимые предложения по пункту(ам) п. 5 Части VI Конкурсной документации, обоснованные с точки зрения действующих нормативных документов, методик и стандартов. Предложение оценивается как обоснованное с точки зрения действующих нормативных документов, если при описании предложения Участник конкурса использует ссылки на разделы, статьи, пункты, подпункты нормативных документов для подтверждения соответствия своего предложения нормативным документам. Предложение оценивается как обоснованное с точки зрения действующих методик или стандартов, если при описании предложения Участник конкурса использует ссылки на разделы, статьи, пункты, подпункты действующих методических документов или стандартов для подтверждения соответствия своего предложения методикам или стандартам.
При описании показателя данного критерия и значимости Заказчиком применяются общепринятые термины и определения.
Для оценки заявок устанавливается шкала оценки, согласно которой Заказчик присуждает баллы за определенное значение показателя оценки".
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется в соответствии с нижеследующей таблицей, исходя из суммы баллов, присвоенных по каждой позиции таблицы.
|
Характеристика предложения по показателю |
Значение в баллах |
|
Наличие описания, удовлетворяющего требованиям квалифицированности и значимости |
Отсутствие описания, удовлетворяющего требованиям квалифицированности и значимости, или наличие описания, не удовлетворяющего требованиям квалифицированности и значимости |
||
1. |
Предложения по составу и содержанию работ отвечают требованиям п. 5 Части VI. Описание объекта закупки. Технические требования, а также содержат сведения: |
- |
- |
1.1. |
о технологии выполнения работ по пункту 5.1 Части VI. Описание объекта закупки. Технические требования |
30 |
0 |
1.2. |
о технологии выполнения работ по пункту 5.2 Части VI. Описание объекта закупки. Технические требования |
70 |
0 |
|
Всего |
100 |
|
По мнению Комиссии, Заказчиком в Конкурсной документации по Критерию N 2 установлен ненадлежащий Порядок оценки, а именно ненадлежащий предмет оценки, не позволяющий однозначным образом определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию участнику закупки по Критерию N 2, а также участнику закупки не представляется возможным определить, распространяются ли требования, предъявляемые к квалифицированным предложениям, на все значимые предложения или только на их часть, в связи чем, оценка квалифицированных предложений в рамках Критерия N 2 может быть осуществлена Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам Конкурса.
Кроме того, согласно Порядку оценки по показателю N 3.1 "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема относительно предмета данного конкурса" (далее - Показатель N 3.1) в рамках Критерия N 3 оценке подлежат услуги сопоставимого характера и объема. При этом услугой сопоставимого характера и объема считается реализованный проект по оказанию услуг по сопровождению информационных систем и с объемом услуг, соответствующих указанным в разделе III Конкурсной документации, по одному государственному контракту (гражданско-правовому договору) (в рамках одного календарного года для многолетних контрактов при наличии отдельного акта о завершении работы в учитываемом году), с ценой контракта (гражданско-правового договора) не менее 40% от начальной (максимальной) цены государственного контракта (гражданско-правового договора).
Опыт участника конкурса подтверждается государственными контрактами (гражданско-правовыми договорами) и актами сдачи-приемки оказанных услуг к ним, представленными участником Конкурса в составе заявки на участие в конкурсе. Опыт работ (услуг) учитывается при наличии и государственного контракта (гражданско-правового договора), и акта сдачи-приемки оказанных услуг к нему.
По мнению Комиссии, Порядок оценки по Показателю N 3.1 в рамках Критерия N 3 не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку участнику закупки не представляется возможным прийти к выводу, какой объем услуг является сопоставимым с соответствующими требованиями Конкурсной документации, в связи с тем, что положениями Конкурсной документации не раскрывается сопоставимость соответствующих объемов услуг, а также какой объем услуг, указанный в заявке на участие в Конкурсе, подлежит оценке Конкурсной комиссией, а какой не оценивается.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки по Критерию N 2 и по Показателю N 3.1 в рамках Критерия N 3, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка, следовательно, Порядок оценки не применялся.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено ненадлежащее требование о предоставлении отчетной документации по результатам исполнения контракта до завершения срока оказания услуг по контракту.
В соответствии частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно пункту 4.2 проекта контракта Конкурсной документации исполнитель не позднее 11 декабря 2017 года с сопроводительным письмом предоставляет Государственному заказчику акт сдачи-приемки в 2 (двух) экземплярах, оформленный надлежащим образом, в котором отражены все фактически выполненные работы, отчетную документацию в соответствии с техническим заданием, а также счет и счет-фактуру. При этом, согласно календарному плану оказания услуг, установленным в Конкурсной документации, срок выполнения работ в рамках исполнения контракта установлен с даты заключения контракта до 31.12.2017.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование, предусмотренное пунктом 4.2 проекта контракта Конкурсной документации, установлено в связи с необходимостью соблюдения Заказчиком бюджетной дисциплины и оплаты оказанных услуг в текущем календарном году, при этом исполнитель при передаче Заказчику отчетной документации предоставляет также гарантийное письмо, подтверждающее, что исполнителем будет оказан оставшийся объем услуг, предусмотренный контрактом.
Дополнительно представители Заказчика пояснили, что в проекте контракта Конкурсной документации содержится форма акта, регламентирующего общий объем услуг, оказываемых исполнителем в рамках выполнения обязательств по контракту.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.11 проекта контракта Конкурсной документации Исполнитель не позднее 15 января 2018 года передает Государственному заказчику подписанный со своей стороны Общий акт сдачи-приемки выполненных Работ по Контракту (не менее 2-х экземпляров), оформленного по форме, указанной в Приложении N 3 к Государственному контракту.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение проекта контракта Конкурсной документации не противоречит Закону о контрактной системе, при этом Заявителем в жалобе не представлено доказательств, что Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении отчетной документации в рамках исполнения контракта, в связи с чем Комиссия считает, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом предоставлен ответ на соответствующий запрос участника закупки.
Частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно разъяснениям положений Конкурсной документации от 16.10.2017 N РД 1, размещенным Заказчиком в ЕИС, текст запроса от участника закупки отсутствует.
На заседании Комиссии установлено, что 16.10.2017 Заказчиком размещены в ЕИС разъяснения положений Конкурсной документации, не содержащие указание на предмет запроса участника закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что размещение в ЕИС разъяснений положений Конкурсной документации от 16.10.2017 N РД 1 без указания на предмет запроса участника закупки связано с технической ошибкой.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего ненадлежащим образом разъяснения положений Конкурсной документации, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В рамках внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктом 6.1. проекта государственного контракта Конкурсной документации предусмотрено, что исполнитель обязан привлекать к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - соисполнители) в объеме не менее 50 (пятидесяти) процентов от Цены контракта, указанной в п. 2.1. Контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта Конкурсной документации надлежащим образом конкретный объем привлечения субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Гермес" обоснованной в части установления Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, а также предоставления ответа на соответствующий запрос участника закупки о предоставлении разъяснений Конкурсной документации ненадлежащим образом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 9 части 1 статьи 50, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 03.11.2017 N К-1510/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 ноября 2017 г. N К-1510/17 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был