Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Толстых Ф.В. (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению и эксплуатации программных комплексов "КВАРТА" с учетом текущих изменений нормативно-правовой базы: бюджетный учет и заработная плата, финансовый учет, кадровый учет, сводная отчетность, материально-складской учет, исполнение договоров (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100002917000021) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в извещении о проведении Конкурса ошибочный адрес подачи заявок, что помешало Заявителю принять участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 26.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 500 002 рубля;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ЗАО "ИнфоПромДирект" с минимальным предложением о цене контракта 12 400 000 рублей.
1. Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
Пунктами 3, 6 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию о способах получения конкурсной документации, сроке, месте и порядке предоставления конкурсной документации, а также информацию о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
Согласно извещению о проведении Конкурса, размещенному в ЕИС местом подачи заявок, предоставления Конкурсной документации, вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе является следующий адрес: "Российская Федерация, 125993, Москва, пр-кт Ленинградский, 37". Вместе с этим, в соответствии в файлом, размещенным в ЕИС, содержащим извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсную документацию установлено, что местом подачи заявок, предоставления Конкурсной документации, вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе является следующий адрес: "125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 2, каб. 450а".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что извещение о проведении конкурсе и файл, содержащий извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсную документацию содержат противоречивые сведения. Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика не соответствуют пунктам 1, 3, 6 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку файл, размещенный в ЕИС, содержащий извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсную документацию содержат корректную информацию о месте подачи заявок, предоставления Конкурсной документации, вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания сроков такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата и время окончания подачи заявок 27.10.2017. Вместе с тем, в соответствии с Конкурсной документацией датой окончания предоставления разъяснений положений Конкурсной документации установлено 11.10.2017.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно сокращен срок предоставления разъяснений положений Конкурсной документации, что нарушает пункт часть 7 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку Комиссия не обнаружила доказательств, свидетельствующих о том, что данное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Изучив проект государственного контракта документации о Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что физические лица не принимали участие в Конкурсе.
4. Часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе устанавливает, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 18 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование к составу заявки: "Декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оформляемое в соответствии с Формой 3.8 части III конкурсной документации "Образцы форм и документов для заполнения участниками Конкурса".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что форма 3.8 Конкурсной документации содержит требования к доверенности на уполномоченное лицо, имеющее право предоставления интересов участника Конкурса на процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в подпункте 1.2 пункта 18 в форме 3.8 информационной карты Конкурсной документации допущена техническая ошибка.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлены единые требования.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также добавлен пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 13 информационной карты Конкурсной документации установлены единые требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с формой 3.5 "Декларация о соответствии участника требованиям" Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки о декларировании соответствия участников закупки требованиями согласно редакции Закона о контрактной системе до внесения вышеуказанных изменений.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку в составе заявок участников закупки представлена декларация о соответствии участников закупки единым требованиям в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП Толстых Ф.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 6 статьи 42, части 7 статьи 50, части 13 статьи 34, части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 08.11.2017 N К-1539/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2017 г. N К-1539/17 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был