Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Пегас" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100000317000173) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в неправомерном принятии решения об отказе в допуске к участию в Аукционе заявки Заявителя.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 12.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 21 194 550 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 07.11.2017;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Электронный аукциона признано ООО СК "Сокол" с предложением о цене контракта 21 088 577,25 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 03.11.2017 N 0173100000317000173-1-1 участнику с порядковым номером "5" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе по следующим основаниям:
"Пункт 13. Вентиль запорный муфтовый. Требуемое в документации значение: Диаметр 15-40 мм. Значение, предлагаемое участником: Диаметр 15-40 мм.
Несоответствие предложения по параметру требованиям Заказчика. Согласно инструкции по заполнению, при подготовке заявки участнику размещения заказа необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров при сопровождении символом "-" и "..." указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели и должны иметь конкретное значение.
Пункт 20. Выключатель автоматический. Тип 1. Требуемое в документации значение: Механическая износостойкость более 15000 циклов. Значение, предлагаемое участником: Механическая износостойкость 15000 циклов.
Несоответствие предложения по параметру требованиям Заказчика. Согласно инструкции по заполнению, если характеристики требуемого к поставке товара описываются заказчиком с использованием слов "более" или "менее", то в случае указания этих слов, необходимо указывать показатели, превышающие или менее указанного (указанное значение не входит в ряд отвечающих требованиям заказчика)".
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при оказании услуг, являющихся предметом контракта соответственно: "Вентиль запорный муфтовый. Диаметр 15-40 мм". "Выключатель автоматический. Тип 1. Механическая износостойкость более 15000 циклов".
Как следует из положений инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе документации об Аукционе (далее - Инструкция), при подготовке заявки участнику необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров при сопровождении символом "-" и "..." указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели и должны иметь конкретное значение. А также, если характеристики требуемого к поставке товара описываются Заказчиком с использованием слов "более" или "менее", то в случае указания этих слов, необходимо указывать показатели, превышающие или менее указанного (указанное значение не входит в ряд отвечающих требованиям Заказчика).
Изучив заявку Заявителя, представленную на заседание Комиссии представителями Заказчика, Комиссия установила, что указанная заявка содержит, в том числе следующие конкретные показатели в отношении товаров, используемых при оказании услуг, являющихся предметом контракта: "Вентиль запорный муфтовый. Диаметр 15-40 мм". "Выключатель автоматический. Тип 1. Механическая износостойкость 15000 циклов".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявки Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов приложения N 1 технического задания документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" технического задания документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, как по следующим позициям (включая, но не ограничиваясь):
"Изделия из бумаги. Предельные отклонения от номинального значения массы бумаги площадью , не более
".
"Мыло. Массовая доля содопродуктов в пересчете на Na2О, % 0,15-0,22/отсутствует. Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр), °C, 35-41. Массовая доля хлористого натрия, %, не более 0,7".
"Противогололедные материалы физико-химические. Массовая доля растворимых солей, % (концентрация) - не менее 20/не регламентируется. Динамическая вязкость, сантипуаз, - не более 5".
"Сода кальцинированная техническая. Массовая доля хлоридов в пересчете на NaCl, % - 0,05/0,1/0,15/0,2. Остаток на сите с сеткой N 2К, %, не более - 5/не нормируется".
Также, по мнению Комиссии, в приложении N 1 технического задания документации об Аукционе установлены избыточные требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, поскольку данные показатели находятся в прямой зависимости от иных показателей, требующих указания в отношении товара, такие, как по следующим позициям (включая, но не ограничиваясь):
"Болты с гайками и шайбами. Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке (l2) - 2.8 или 3.5/ не нормируется".
"Гвозди строительные. Угол заострения по граням - не должен быть более 40 или отсутствует".
"Винты самонарезающие, с заостренным концом. Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц - не менее 2,3/ не применяется".
"Светильники тип N 1. Доля светового потока в нижнюю полусферу в пределе, % - от 20 до 40* или более 80".
По мнению Комиссии, требование Заказчика к участникам закупки о предоставлении в составе заявок конкретных значений результатов испытаний и сведений о компонентном составе товаров, необходимых при выполнении работ, а также конкретных значений показателей, находящихся в прямой зависимости от иных показателей, требующих указания в отношении товара, препятствуют корректному заполнению первых частей заявок и приводит к ограничению количества участников закупки. Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. На заседании Комиссии установлено, что Инструкция содержит следующие положения:
"Знак "\" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а является требованием к показателю товара (материала) и считается значением "и".
"Знак "/" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а является требованием к показателю товара (материала) и считается значением "или", за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, или общепринятого понятия (например, день/ночь) или, когда речь идет о взаимосвязанных, но не взаимозаменяемых параметрах".
При этом, Инструкция содержит порядок указания показателей характеристик товаров при одновременном сопровождении символами "/", "\", к примеру: "10 / 12 / 14 \ 16 / 18", следует читать как "10 или 12 или 14 и 16 или 18", следовательно, необходимо осуществить выбор между значениями "10", либо "12", либо "14 и 16", либо "18".
По мнению Комиссии, совокупность указанных положений Инструкции вводит участников закупки в заблуждение, поскольку данные положения устанавливают разное смысловое значение для знаков, сходных по написанию и восприятию до степени смешения.
Также приложение N 1 технического задания документации об Аукционе содержит требование о соответствии товаров, используемых при выполнении работ перечню нормативных документов, а именно: "ГОСТ 5761-2005, ГОСТ 9544-05, ГОСТ 7399-97, ГОСТ 7796-70, ГОСТ 15523-70, ГОСТ 6402-70, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75, ГОСТ 17679-80, ГОСТ 6958-78, ГОСТ 11371-78, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 10140-2003, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 19903-74, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 17515-72, ГОСТ 481-80, ГОСТ 3560-73, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 1779-83, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 14637-89, ГОСТ 6323-79, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 11650-80, ГОСТ 11652-80, ГОСТ Р 52868-2007, ГОСТ Р 54350-2015, ГОСТ 12820-80, ГОСТ Р 54350-2015, ГОСТ 12.1.044-89, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 12.1.044-89, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 19034-82, ГОСТ 5960-72, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 14254-2015, ГОСТ Р 51321.1-2007, ГОСТ Р 51326.1-99, ГОСТ 31225.2.1-2012, ГОСТ Р 50030.3-2012, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 9098-78, ГОСТ 12434-83, ГОСТ 30331.9-95, ГОСТ Р 50571.3-2009, ГОСТ Р 50571.9-94, ГОСТ Р 50030.2-2010, ГОСТ Р 50345-2010, ГОСТ Р 51701-2000, ГОСТ 23469.3-79, ГОСТ 15150-69, ГОСТ 19111-2001, ОДН 218.2.027-2003, ГОСТ 32478-2013, ГОСТ 28546-2002, ГОСТ Р 52354-2005, ГОСТ 5100-85, ГОСТ 30266-95".
Вместе с тем, Инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Кроме того, в отношении товара, указанного в пункте 77 приложения N 1 технического задания документации об Аукционе: "Разъемы RJ-45, RJ-11" с характеристикой "Для обжима кабеля - не более 8 контактов", представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что не существует разъемов видов RJ-45 и RJ-11, имеющих 8 контактов для обжима кабеля".
Таким образом, в соответствии с Инструкцией и требованиями технического задания документации об Аукционе, участник закупки имеет возможность указать значение показателя для товара "Разъемы RJ-45, RJ-11" - 8 контактов для обжима кабеля, которое при этом будет являться предоставлением ложной информации, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
В отношении товара, указанного в пункте 56 приложения N 1 технического задания документации об Аукционе: "Листовая сталь" с требуемыми характеристиками "Толщина листов - 0,6|3,5 мм. Максимальная длина листов при ширине 750 мм: 1500-6000 мм", на заседании Комиссии установлено, что таблица 1 ГОСТ 19903-74 "Прокат листовой горячекатаный" содержит значения максимальной длины листов при ширине 750 мм и толщине проката 0,6 мм равную 2000 мм.
Таким образом, в соответствии с Инструкцией и требованиями технического задания документации об Аукционе, участник закупки имеет возможность указать значение показателя для товара "Листовая сталь" - минимальную длину листов при ширине 750 мм и толщине проката 0,6 мм равную 1500 мм, что соответствует требованиям требованиями технического задания документации об Аукционе, но не соответствует указанному ГОСТ.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 19903-74 не действует и заменен на ГОСТ 19903-2015.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащее описание объекта закупки, установившего ненадлежащую Инструкцию нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 03.11.2017 N 0173100000317000173-1-1 участнику с порядковым номером "7" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям:
"Пункт 8. Болты с гайками и шайбами. Требуемое в документации значение: Номинальный диаметр резьбы (d) 8 или 10 мм. Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке (l2) 2.8 или 3.5 мм/ не нормируется.
Значение, предлагаемое участником: Номинальный диаметр резьбы (d) 10 мм. Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке (l2) 2.5 мм
Несоответствие предложения по параметру требованиям Заказчика. Согласно Гост 7796-70, Таблицы 1, Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке (l2) для болтов диаметром 8 мм будет равно 2,8 мм, для диаметра 10 мм будет равно 3,5.
Пункт 56. Листовая сталь. Требуемое в документации значение: Толщина листов 0,6|3,5 мм. Максимальная длина листов при ширине 750 мм: 1500-6000 мм.
Значение, предлагаемое участником: Толщина листов 0,6|3,5 мм. Максимальная длина листов при ширине 750 мм: 1500 мм.
Предоставление ложных данных о товаре, т.к. согласно ГОСТ 19903-74 таблицы 1, Максимальная длина листов при ширине 750 мм и толщине проката 3,5 мм будет равна 6000 мм".
Учитывая, что, по мнению Комиссии, требования, установленные Заказчиком в отношении товара в пункте 8 "Болты с гайками и шайбами" приложения N 1 технического задания документации об Аукционе к указанию в заявке показателей таких характеристик товара, как "Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке (l2)" являются излишними, в отношении максимальной и минимальной длины листов товара "Листовая сталь", указанного в пункте 56 приложения N 1 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение, а также ввиду неустановления Заказчиком в документации об Аукционе надлежащей инструкции позволяющей сопоставить каким именно стандартам должны соответствовать товары (показатели товаров), наличия требования о соответствии товара недействующему ГОСТ, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участнику с порядковым номером "7" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Пегас" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 14.11.2017 по делу N К-1575/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2017 г. N К-1575/17 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был