Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2017 г. N 58-АПГ17-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 4 июля 2017 года, которым удовлетворен административный иск прокурора Хабаровского края об оспаривании преамбулы постановления правительства Хабаровского края от 13 июля 2016 года N 231-пр "Об утверждении Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем и о внесении изменения в Положение об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 года N 115-пр", абзаца первого пункта 2 и абзаца второго подпункта 5 пункта 5 утвержденного данным постановлением Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем, статьи 1 приложения N 1 к указанному Порядку и абзаца второго пункта 5 приложения N 4 к названному Порядку.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Хабаровского края от 13 июля 2016 года N 231-пр утвержден Порядок заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем.
Данные документы размещены на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru и официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru 14 июля 2016 года, а также официально опубликованы в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" N 7 (том 1) от 12 августа 2016 года.
Согласно преамбуле указанного постановления Порядок заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем утвержден в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", Законом Хабаровского края от 30 марта 2016 года N 172 "О промышленной политике в Хабаровском крае", в целях обеспечения стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности по созданию либо модернизации производства промышленной продукции на территории Хабаровского края.
Согласно абзацу первому пункта 2 Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем специальный инвестиционный контракт заключается от имени Хабаровского края правительством Хабаровского края с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, принимающим на себя обязательства в предусмотренный специальным инвестиционным контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать производство промышленной продукции на территории Хабаровского края
Согласно абзацу второму подпункта 5 пункта 5 этого же Порядка для заключения специального инвестиционного контракта инвестор представляет в адрес уполномоченного органа заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку с приложением бизнес-плана, содержащего сведения о характеристиках (об объеме и о номенклатуре) промышленной продукции, производство которой создается либо модернизируется в ходе исполнения специального инвестиционного контракта.
Согласно статье 1 приложения N 1 "Специальный инвестиционный контракт" к названному Порядку в качестве предмета специального инвестиционного контракта указано осуществление инвестором инвестиционного проекта по созданию либо модернизации промышленного производства в соответствии с бизнес-планом, прилагаемым к настоящему специальному инвестиционному контракту
Согласно абзацу второму пункта 5 приложения N 4 к оспариваемому Порядку - "Порядок подготовки предварительного заключения о возможности (невозможности) заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем" - уполномоченный орган на основании отраслевого заключения о возможности (невозможности) заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем в течение 10 рабочих дней с даты его получения готовит предварительное заключение, в котором содержится цель инвестиционного проекта (создание либо модернизация производства промышленной продукции на территории Хабаровского края).
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании приведенных выше норм недействующими с момента вступления решения суда в законную силу в части, не предусматривающей право инвестора на заключение специального инвестиционного контракта, предметом которого является освоение производства промышленной продукции на территории Хабаровского края.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на противоречие оспариваемых норм положениям части 1 статьи 16 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", которыми прямо установлено, что по специальному инвестиционному контракту инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации. Отсутствие в оспариваемых нормах положений, предусмотренных федеральным законодательством, ограничивает права инвесторов (потенциальных инвесторов) на заключение с Хабаровским краем инвестиционных контрактов, предметом которых является освоение производства промышленной продукции в крае, влечет невозможность получения хозяйствующими субъектами, освоившими производство промышленной продукции, мер стимулирования и поддержки, установленных законодательством Хабаровского края.
Решением Хабаровского краевого суда от 4 июля 2017 года административный иск прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе правительство Хабаровского края просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" правовое регулирование в сфере промышленной политики основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ним, федеральными законами, регулирующими отношения в сфере промышленной политики в отдельных отраслях экономики, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере промышленной политики.
Частью 1 статьи 7 этого же федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации указанных полномочий в Хабаровском крае принят Закон Хабаровского края "О промышленной политике в Хабаровском крае", статьей 4 которого к полномочиям правительства края в сфере промышленной политики в крае отнесено издание нормативных правовых актов края, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности в крае, осуществляемые за счет средств краевого бюджета.
Во исполнение названных выше норм законодательства правительством Хабаровского края принято оспариваемое постановление.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы законодательства, правомерно констатировал, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом - правительством Хабаровского края в пределах предоставленных ему полномочий, однако по своему содержанию отдельные положения данного акта противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" по специальному инвестиционному контракту одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.
Таким образом, указанной нормой федерального закона в рамках специального инвестиционного контракта для инвестора предусмотрено осуществление трех видов деятельности: создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции.
Однако в оспариваемых нормах один из видов деятельности инвестора по специальному инвестиционному контракту, а именно, освоение промышленной продукции, не предусмотрен, в тексте отсутствуют слова "и (или) освоить".
Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области промышленной политики, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев их только в части установления мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора о признании недействующим оспариваемых норм, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при реализации полномочий по вопросу установления мер стимулирования деятельности в сфере промышленности орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе определять для инвестора по специальному инвестиционному контракту количество видов деятельности в меньшем, чем предусмотрено федеральным законом, объеме.
Следовательно, в части, не предусматривающей в специальном инвестиционном контракте осуществление вида деятельности - освоение производства промышленной продукции, оспариваемые нормы противоречат Федеральному закону "О промышленной политике в Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемое решение принято судом с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании, выводы суда о несоответствии оспариваемого нормативного регулирования положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, подробно мотивированы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 4 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2017 г. N 58-АПГ17-8
Текст определения официально опубликован не был