Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2016 г. N 81-АПГ17-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Меркулова В.П.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42" о признании частично недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 г. N 753 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год", по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42", Региональной энергетической комиссии Кемеровской области и публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Кузбассэнерго - РЭС" на решение Кемеровского областного суда от 18 мая 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42" Ахлестиной В.А., представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Третьяковой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42" (далее - ООО "СибЭнергоТранс-42") обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением (уточненным в процесс рассмотрения спора) о признании недействующим постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 г. N 753 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год" в части:
- пункта 19 приложения N 2, которым для ООО "СибЭнергоТранс-42" установлена необходимая валовая выручка на 2017 год в размере 23 755,81 тыс. руб.;
- пункта 21 таблицы 1 приложения N 3 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям (НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области);
- пункта 43 приложения N 5 "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области".
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемый нормативно-правовой акт не соответствует требованиям Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Решением Кемеровского областного суда от 18 мая 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено. Постановление от 31 декабря 2015 г. N 753 в части пункта 19 приложения N 2, пункта 21 таблицы 1 приложения N 3, пункта 43 приложения N 5 признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области и публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Кузбассэнерго - РЭС" (далее - ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Кузбассэнерго - РЭС") обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Также в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой обратилось ООО "СибЭнергоТранс-42", в которой просило изменить резолютивную часть решения и признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента его принятия.
Относительно жалоб прокуратура Кемеровской области представила возражения.
В судебное заседание представители Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Кузбассэнерго - РЭС", прокуратуры Кемеровской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (далее - Комиссия) в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 г. N 371 является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Комиссией 31 декабря 2015 г. принято постановление N 753 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год" (далее - постановление от 31 декабря 2015 г. N 753), пунктом 19 приложения N 2, которого для ООО "СибЭнергоТранс-42" установлена необходимая валовая выручка на 2017 год в размере 23 755,81 тыс. руб.;
Приложением N 3 к постановлению утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям. В соответствии с пунктом 21 таблицы 1 указанного приложения при расчете экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области для ООО "СибЭнергоТранс-42" учтена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь в размере 23 755,81 тыс. руб.
Пунктом 43 приложения N 5 установлены на 1 и 2 полугодие 2017 года одноставочные тарифы, включающие ставку на содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь) для сформированной пары сетевых организаций: ООО "СибЭнергоТранс-42" - филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС": ставка за содержание электрических сетей на первое полугодие - 711 346,20 руб./МВт/мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 150,77 руб./МВт/ч, одноставочный тариф на первое полугодие - 1,4374 руб./кВт/ч., ставка за содержание электрических сетей на второе полугодие - 877 500,12 руб./МВт/мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 135,85 руб./МВт/ч., одноставочный тариф на второе полугодие - 1,6172 руб./кВт/ч.
Текст постановления от 31 декабря 2016 г. N 753 опубликован на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области", 31 декабря 2015 года.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод экономически обоснованных расходов (затрат). Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "СибЭнергоТранс-42" является сетевой организацией, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к данным электросетевым объектам.
Для целей тарифного регулирования на 2017 год ООО "СибЭнергоТранс-42" 29 апреля 2016 г. представило в Комиссию заявление об установлении тарифов с приложением расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии и обосновывающие документы для целей тарифного регулирования на долгосрочный период регулирования 2017-2019 годы. В качестве метода регулирования цен (тарифов) выбран метод экономически обоснованных затрат.
По результатам изучения представленных документов Комиссией составлено экспертное заключение, согласно которому необходимая валовая выручка общества на 2017 год составила 23 755,81 тыс. руб.
Оспаривая установленный органом регулирования размер необходимой валовой выручки, общество указало на необоснованное исключение из нее расходов по статьям затрат: на оплату труда, на аренду электросетевого имущества и оперативно-диспетчерского управление электрообъектами.
Рассматривая дело, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, согласился с выводами органа регулирования относительно размера расходов по статье затрат "Прочие расходы" по позиции арендные платежи, исходя из следующего.
Согласно пункту 34 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, включаются расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в размере, определяемом регулирующими органами.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Согласно материалам дела в обоснование расходов по аренде электросетевого оборудования обществом представлены договоры от 01 сентября 2015 г., 31 декабря 2015 г., 29 апреля 2016 г., 01 октября 2016 г., 10 октября 2016 г., 18 ноября 2016 г., 21 ноября 2016 г., заключенные с ООО "Р1", ООО "Компания СибЭнергоРесурс", ООО "ИнвестСтрой", АО "Кузбасская птицефабрика", ООО "Птицефабрика Инская", ООО "Племенная Птицефабрика "Снежинская", СНТ Чистугаш - 1 Родничок, ЗАО "Кузбасский пищекомбинат", АО "Разрез Инской". В приложениях к договорам представлены: перечень передаваемого в аренду электросетевого имущества, расчет величины арендных платежей за год (включающий сведения о величине амортизационных отчислений в месяц и за год балансовой и остаточной стоимости, размере налога на имущество), акт приема-передачи арендуемого имущества, справки о балансовой стоимости и начисленной амортизации передаваемого в аренду электросетевого имущества.
По дополнительному запросу от 23 августа 2016 г. в орган регулирования представлены инвентарные карточки учета объектов основных средств по форме N ОС-6, правоустанавливающие документы на объекты аренды, акты приема-передачи объектов основных средств.
Проанализировав представленные обществом документы, органом регулирования в состав необходимой валовой выручки на 2017 год приняты расходы по названной статье затрат в размере 13 761.23 тыс. руб. против предложенного обществом 35 656,95 тыс. руб.
Согласно экспертному заключению снижение размера расходов обусловлено корректировкой амортизационных отчислений по объектам основных средств, поскольку сведения, содержащиеся в представленных обществом инвентарных карточках по арендованному имуществу в части указания срока полезного использования не соответствует требованиям Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 г. N 1; соответствующей корректировкой налога на имущество; исключением результатов переоценки основных средств, в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования; исключением арендной платы за земельные участки в связи с отсутствием обосновывающих документов, корректировкой расходов на аренду автотранспорта; исключением расходов на аренду офиса и аренду земельных участков в рамках концессионного соглашения от 25 ноября 2016 г. N 10/16, не вошедшего в тарифное регулирование общества на 2017 год.
С учетом требований пункта 5 статьи 28 Основ ценообразования регулирующим органом обоснованно не принята к учету произведенная обществом индексация арендных платежей по арендованному электросетевому имуществу, а также заявленные суммы расходов на рентабельность и плановые накопления.
По статье "Работы и услуги производственного характера" расходы на оперативно-диспетчерское управление приняты регулирующим органом в размере 1 058,22 тыс. руб. против заявленных обществом 11 694,24 тыс. руб.
Суд, исследовав и оценив представленные обществом в материалы дела документы, обосновывающие расходы по названной статье затрат (договор N 37.16-42 от 01 декабря 2016 г., заключенный с ООО "Компания СибЭнергоРесурс" на оперативно-диспетчерское управление и оперативно-техническое обслуживание энергообъектов ООО "СибЭнергоТранс-42", локальные сметные расчеты N 1-11 к данному договору и протоколы заседания закупочной комиссии N 24 и N 25 от 21 ноября 2016 г. о рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе ООО "Компания СибЭнергоРесурс"), соглашаясь с позицией органа регулирования, сделал вывод об отсутствии их экономической обоснованности, поскольку административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость затрат на осуществление оперативно-диспетчерского управления (сложность структурных связей между элементами системы, изменения объема потребления электрической энергии и мощности в различных частях системы) доказательств, которые подтверждают, работу оборудования в круглосуточном режиме, необходимость соблюдения определенного режима для его эксплуатации в целях исключения аварийной ситуации, обстоятельств, требующих наличия на каждом из заявленных объектов оператора, регулирующего указанные процессы.
Принимая во внимание изложенное, исключение из необходимой валовой выручки общества на 2017 год расходов на оперативно-диспетчерское обслуживание в заявленной обществом сумме является обоснованным.
Также является обоснованным вывод суда первой инстанции относительно определения среднесписочной численности работников общества при расчете расходов по оплата труда на 2017 год, при отсутствии информации о фактической численности персонала в 2016 год, с применением Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 03 апреля 2000 г. N 68 (далее - Рекомендации N 68). Поскольку числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативная численность в соответствии с пунктом 1.13 Рекомендаций N 68 определена методом интерполяции.
Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции относительно нарушения органом регулирования порядка определения размера среднемесячной заработной платы работников общества, учтенной при формировании необходимой валовой выручки на 2017 год.
Как следует из экспертного заключения, величина заработной платы является расчетной, однако никакого расчета среднемесячной заработной платы работников общества заключение не содержит.
Определение среднего уровня заработной платы для ООО "СибЭнергоТранс-42", произведенное экспертом органа регулирования с использованием данных о среднем заработке работников электросетевых организаций Кемеровской области, сведения о которых имелись в распоряжении Комиссии, с последующей индексацией на коэффициент уровня инфляции, не соответствует положениям абзаца 6 пункта 29 Основ ценообразования, поскольку информация о средней заработной плате работников электросетевых организаций Кемеровской области положенная в основу расчета среднемесячного заработка для работников общества, не является официальной статистической информацией.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Пунктом 19 Правил регулирования цен (тарифов) предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Таким образом, поскольку в данном случае информация о среднем заработке работников, представленная органом регулирования, не является официальными статистическими данными, то, согласно пункту 31 Основ ценообразования, при расчете расходов на оплату труда органом регулирования допустимо использование в расчетах экспертных оценок данных общества за 2016 год, дополнительно запрашиваемых в соответствии с пунктом 19 Правил регулирования цен (тарифов).
Доводы общества о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права являются необоснованными.
Признание судом оспариваемого нормативного правового акта в части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не противоречит положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае нормативный акт применялся. Оказание услуг осуществлялось с применением тарифов, утвержденных на 2017 год.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного от 18 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42", Региональной энергетической комиссии Кемеровской области и публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Кузбассэнерго - РЭС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2016 г. N 81-АПГ17-15
Текст определения официально опубликован не был