Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ю.И. Шокура. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика О.С. Хохряковой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Согласно статье 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" данный Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в настоящее время - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей") граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:
1) являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей;
2) проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью второй статьи 3 названного Федерального закона, если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 его статьи 1, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспаривающий конституционность названных законоположений гражданин Ю.И. Шокур, проходивший службу в Государственной пенитенциарной службе Украины на территории Республики Крым, 31 марта 2014 года был уволен в отставку на основании подпункта "а" пункта 65 Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел (утверждено постановлением Кабинета Министров Украинской ССР от 29 июля 1991 года N 114), а с 7 апреля 2014 года приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний - зачислен в кадры уголовно-исполнительной системы по Управлению ФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.
За период до зачисления на службу (с 1 по 6 апреля 2014 года) Пенсионным фондом Республики Крым Ю.И. Шокуру была выплачена пенсия, установленная ему в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года. При этом размер пенсии был определен Пенсионным фондом Республики Крым в расчете на месяц с учетом 25-процентной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192, и составил 37 131 руб. 04 коп. Поскольку со дня принятия на службу в органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации выплата назначенной Ю.И. Шокуру пенсии за выслугу лет не должна была производиться, он был снят с пенсионного учета.
21 октября 2014 года в соответствии с приказом ФСИН России Ю.И. Шокур был уволен с занимаемой должности на основании пункта "б" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I) в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе и 14 ноября 2014 года обратился в Пенсионный фонд Республики Крым с заявлением о возобновлении выплаты ему ранее установленной пенсии. Письмом начальника УФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 17 ноября 2014 года в Пенсионный фонд Республики Крым были направлены материалы для назначения и выплаты Ю.И. Шокуру пенсии с учетом общей выслуги на день последнего увольнения, однако в декабре 2014 года его пенсионное дело было передано в пенсионный орган УФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю. 12 февраля 2015 года Ю.И. Шокур был уведомлен о назначении ему с 22 октября 2014 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и на основании поданного им заявления пенсии за выслугу лет в размере 27 829 руб. 76 коп.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 14 января 2016 года исковые требования Ю.И. Шокура о признании незаконным заключения о назначении ему пенсии за выслугу лет, утвержденного начальником Управления ФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю 12 февраля 2015 года, и отказа в возобновлении пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя до 1 января 2015 года, были удовлетворены и на УФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю возложена обязанность возобновить начиная с 22 октября 2014 года выплату ранее назначенной пенсии с учетом 100% ежемесячной выплаты к ней, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение - об оставлении исковых требований Ю.И. Шокура без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым исходила, в частности, из того, что согласно части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя" пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192, тем гражданам, которые указаны в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, т.е. являвшимся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года: поскольку же по состоянию на 31 декабря 2014 года истец не являлся получателем пенсии, он, соответственно, к указанной категории граждан не относится (апелляционное определение от 31 мая 2016 года).
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2016 года и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2017 года Ю.И. Шокуру отказано в передаче его кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Нарушение оспариваемыми законоположениями своих прав, гарантированных статьями 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, заявитель усматривает в том, что они предполагают безусловный отказ в сохранении более высокого размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, гражданину, который по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживал на одной из этих территорий, уволен с военной или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы до 1 января 2015 года и по состоянию на 31 декабря 2014 года фактически не являлся получателем пенсии по причине того, что его заявление в пенсионные органы, направленное до указанной даты, не было рассмотрено в установленный срок.
Таким образом, с учетом предписаний статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", пункт 1 статьи 1 и часть вторая статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на их основании решается вопрос о возможности сохранения более высокого размера пенсии, назначенной в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, гражданину, постоянно проживавшему на соответствующей территории по состоянию на 18 марта 2014 года, в связи с увольнением его со службы из органов Государственной пенитенциарной службы Украины, если после назначения пенсии он был принят на службу в учреждения или органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и до 1 января 2015 года уволен со службы с правом на пенсию.
2. Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку, таким образом, пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации, ее статей 7 и 21 (часть 1), о целях социальной политики Российской Федерации, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан, охрану достоинства личности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года N 11-П, от 15 июня 1998 года N 18-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 10 июля 2007 года N 9-П и от 14 января 2016 года N 1-П).
Соответственно, правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, в том числе в силу вытекающих из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, должно гарантировать лицам, пенсии которым были назначены уполномоченными российским государством органами на основе законодательных предписаний, что решения о назначении этих пенсий в дальнейшем будут учитываться при определении объема пенсионных прав таких лиц в случае изменения их правового положения в связи с прохождением государственной службы в Российской Федерации.
3. Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов с даты его подписания, т.е. с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2). С той же даты и до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Одно из направлений такой интеграции - включение новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, в том числе в систему пенсионного обеспечения, конечной целью которого являлся переход к назначению пенсий, пособий, предоставлению мер социальной поддержки населению новых субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. С тем чтобы обеспечить в рамках этого перехода стабильность правового положения граждан в максимальной степени, избежать пробелов, затрудняющих реализацию их прав, необходимы были законодательные гарантии, которые позволяли бы гражданам не только реализовать приобретенные пенсионные права при сохранении размеров ранее назначенных пенсий, но и продолжить формирование пенсионных прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель предусмотрел как правила пенсионного обеспечения, подлежащие применению в течение переходного периода, так и особенности осуществления пенсионных прав соответствующих категорий граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения после 1 января 2015 года.
Так, Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11); при этом был введен запрет снижения размера пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 года, исходя из того, что принятое после указанной календарной даты законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым "О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством", а именно с 17 марта 2014 года (часть 3 статьи 11).
Кроме того, в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" в дополнение к назначенной им пенсии была установлена ежемесячная выплата, которая должна была производиться до перерасчета указанным гражданам назначенных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" были определены порядок назначения и выплаты страховых пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перерасчета размеров ранее назначенных пенсий, исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии, особенности исчисления ее размера, подтверждения периодов работы (иной деятельности) и заработка, организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (статьи 2-6). Одновременно тем же Федеральным законом закреплялись гарантии, конкретизирующие запрет снижения размеров ранее выплачиваемых пенсий при переходе с 1 января 2015 года к осуществлению пенсионного обеспечения на основании и по нормам законодательства Российской Федерации, в частности предусматривалось правило о выплате пенсии в сохраненном, более высоком, размере в случаях, когда при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к ней выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 (часть 4 статьи 3).
Аналогичное правовое регулирование, касающееся реализации приобретенных пенсионных прав при назначении пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, было установлено Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в отношении граждан, проходивших военную или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу: как следует из статьи 1 данного Федерального закона, его действие было распространено на граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей, а также проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную или приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, но на 31 декабря 2014 года не являвшихся получателями соответствующих пенсий.
В соответствии с данным Федеральным законом гражданам, указанным в его статье 1, пенсии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, подлежали назначению и выплате с 1 января 2015 года при обращении за назначением таких пенсий (часть 1 статьи 3); при их назначении не подлежали пересмотру периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также выслуга лет, исчисленная (в том числе на льготных условиях) при расчете ежемесячной надбавки (процентной надбавки) за выслугу лет на день увольнения гражданина с военной или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы (часть 1 статьи 4).
Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если при назначении гражданину, являвшемуся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателем пенсии, назначенной ему в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигал размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192, пенсия подлежала выплате в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежал ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенными предписаниями Федеральных законов "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", конкретизирующими и дополняющими гарантии в сфере пенсионного обеспечения, которые были закреплены в статье 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", обеспечивалась возможность реализации гражданами в полном объеме пенсионных прав, приобретенных на момент окончания переходного периода (т.е. по состоянию на 31 декабря 2014 года) и признанных в рамках правоприменительной процедуры назначения пенсии и установления выплаты к ней.
Тем самым на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3), и выраженных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации требований о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, был создан правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, включая пенсионное обеспечение, гарантировать всем гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сохранение размера пенсионных выплат, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года.
4. Согласно части 10 статьи 7 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" сотрудники органов безопасности, таможни и милиции Республики Крым, сотрудники иных государственных органов, замещающие должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имели преимущественное право на поступление на службу в такие же органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам указанных органов.
Названное законоположение в равной мере распространялось как на лиц, не приобретших на момент увольнения право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, так и на лиц, которые приобрели и реализовали его в течение переходного периода в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в этот период (до 1 января 2015 года). В частности, сотрудник Государственной пенитенциарной службы Украины, проходивший службу на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, независимо от назначения ему пенсии за выслугу лет в связи с увольнением с указанной службы имел право поступить на службу в учреждения или органы Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В этом случае выплата пенсии ему приостанавливалась, а сам он при последующем увольнении со службы приобретал право на пенсию по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I. Соответственно, сотруднику Государственной пенитенциарной службы Украины, проходившему службу на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и имевшему в связи с увольнением со службы право на пенсию за выслугу лет в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях в переходный период, предоставлялась возможность либо оставаться в статусе пенсионера и получать назначенную ему пенсию, либо продолжить службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний, но с приостановлением выплаты пенсии.
Поскольку - в силу конституционного принципа равенства, предполагающего, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, равное обращение с лицами, находящимися в одинаковом положении, и принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - сам факт поступления на службу не влечет отмену либо умаление пенсионных прав, признанных российским государством посредством назначения в рамках соответствующей правоприменительной процедуры пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период, приобретение впоследствии таким гражданином права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I не лишает его признанного российским государством и реализованного на его территории права на получение пенсии, назначенной ему в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года.
Это означает, что сотрудник, проходивший до поступления на службу в органы или учреждения Федеральной службы исполнения наказаний службу в Государственной пенитенциарной службе Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и получавший в период до 31 декабря 2014 года пенсию, назначенную в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года, при увольнении со службы имел право выбора: получать пенсию либо в размере, исчисленном по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I с учетом положений Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", либо в ранее установленном размере с учетом ежемесячной выплаты к ней, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192.
5. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, граждане, которым в соответствии с частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I выплата пенсии, назначенной в связи с прохождением одного из видов службы, дающих право на пенсионное обеспечение по данному Закону, была приостановлена в связи с их поступлением вновь на службу, в частности службу другого вида, вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант пенсионного обеспечения; повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии; поэтому при последующем увольнении со службы такие лица вправе либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет (Постановление от 18 марта 2004 года N 6-П, определения от 9 ноября 2004 года N 320-О и от 5 ноября 2015 года N 2500-О-Р).
Приведенная правовая позиция применима и к гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и проходившим военную или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу на указанных территориях, а после увольнения со службы и назначения в установленном порядке пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на этих территориях до 1 января 2015 года, поступившим на аналогичную государственную службу Российской Федерации, поскольку вследствие приобретения гражданства Российской Федерации и распространения на них общих правил государственного пенсионного обеспечения с особенностями, установленными федеральным законодательством, они не могут быть поставлены - в отступление от конституционных принципов равенства и справедливости - в худшее по сравнению с иными гражданами Российской Федерации положение в сфере реализации пенсионных прав.
Таким образом, пункт 1 статьи 1 и часть вторая статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения - в силу предписаний Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, - не предполагают лишения граждан Российской Федерации, которые до поступления на службу в учреждения или органы Федеральной службы исполнения наказаний на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя были уволены со службы из органов Государственной пенитенциарной службы Украины и в течение переходного периода реализовали право на получение пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года, права выбора наиболее предпочтительного варианта пенсионного обеспечения и, следовательно, права на получение пенсии при увольнении со службы в том же размере, в каком он был им установлен в связи с увольнением из органов Государственной пенитенциарной службы Украины в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, с учетом ежемесячной выплаты к ней, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя".
Иное - вопреки предписаниям статей 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации - приводило бы к ухудшению положения граждан, проходивших службу в органах Государственной пенитенциарной службы Украины и реализовавших право на назначение пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, в случае их поступления на службу в учреждения или органы Федеральной службы исполнения наказаний, что недопустимо.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47.1, 71, 72, 74, 75, 78 и 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать пункт 1 статьи 1 и часть вторую статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения - в силу предписаний Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, - не предполагают лишения граждан Российской Федерации, которые до поступления на службу в учреждения или органы Федеральной службы исполнения наказаний на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя были уволены со службы из органов Государственной пенитенциарной службы Украины и в течение переходного периода реализовали право на получение пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года, права выбора наиболее предпочтительного варианта пенсионного обеспечения и, следовательно, права на получение пенсии при увольнении со службы в том же размере, в каком он был им установлен в связи с увольнением из органов Государственной пенитенциарной службы Украины в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, с учетом ежемесячной выплаты к ней, установленной Указом Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя".
2. Конституционно-правовой смысл пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
3. В соответствии с частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правоприменительные решения, вынесенные в отношении гражданина Шокура Юрия Ивановича на основании пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.