Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 ноября 2017 г. N 03-04-06/78001
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке обложения налогом на доходы физических лиц процентного дохода (купона) по облигациям иностранных эмитентов и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Из письма следует, что коммерческий банк заключает с физическими лицами договоры на брокерское обслуживание и депозитарные договоры.
Исходя из положений подпунктов 5-7 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса депозитарий не признается налоговым агентом в отношении выплат налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным иностранными государствами и иностранными организациями.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, при осуществлении выплат по ценным бумагам в целях данной статьи, а также статей 214.1, 214.3 и 214.4 Кодекса признается, в частности, брокер, осуществляющий в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами на основании договора на брокерское обслуживание с налогоплательщиком.
Вместе с тем, согласно абзацу первому подпункта 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговый агент не учитывает при определении налоговой базы налогоплательщика доходы, полученные от операций, осуществлённых не на основании указанных договоров.
Абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой Кодекса.
При этом пунктом 10 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что налоговый агент обязан удерживать исчисленную сумму налога из рублёвых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента, в частности, на брокерских счетах, специальных брокерских счетах, исходя из остатка рублёвых денежных средств клиента на соответствующих счетах, сформировавшегося на дату удержания налога.
Под выплатой денежных средств в целях указанной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счёт налогоплательщика или на счёт третьего лица по требованию налогоплательщика.
Если коммерческий банк, действуя в качестве депозитария, перечисляет по указанию клиента доход, полученный по ценным бумагам, выпущенным иностранными эмитентами, минуя брокерские счета непосредственно на текущий счёт клиента в банке, обязанности удержания сумм налога на доходы физических лиц у коммерческого банка не возникает.
В этом случае в соответствии со статьёй 228 Кодекса обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц возлагается на налогоплательщика.
Также не возникает обязанности удержания сумм налога, если указанный доход, перечисляемый депозитарием по указанию клиента на его брокерский счёт, получен по ценным бумагам, приобретённым не на основании договора на брокерское обслуживание.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.