Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на приведение ст. 77 Земельного кодекса о целевом назначении земель сельскохозяйственного назначения в соответствие с рядом законодательных актов (п. 2 ст. 510 и п. 1 ст. 536 Гражданского кодекса, ст. 346.2 Налогового кодекса), предусматривающих возможность реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства в месте нахождения сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Положения Гражданского кодекса о договорах поставки и контрактации прямо указывают на право заключать договор поставки и контрактации на предмет реализации товаров (произведенной или выращенной сельскохозяйственной продукции) в месте нахождения поставщика и производителя. Согласно п. 2 ст. 510 и п. 1 ст. 515 ГК договор поставки может предусматривать получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика, исполнение обязанности осмотра товаров покупателем в месте нахождения поставщика. Согласно п. 2 ст. 536 ГК по договору контрактации заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.
Между тем, указанное право ограничивается ст. 77 Земельного кодекса. А именно, земли сельскохозяйственного назначения могут быть заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемыми исключительно для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Буквально, для целей реализации продукции собственного производства и закупок такой продукции по месту ее производства ни сами земли сельскохозяйственного назначения, ни здания, строения, сооружения, возведенные на них, использоваться не могут, ввиду исчерпывающего перечня видов целевого использования.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 8.8 КоАП).
Таким образом, если сельскохозяйственная продукция хранится в здании, строении или сооружении, расположенном на землях сельскохозяйственного назначения, то осуществить ее реализацию по месту нахождения в порядке ст.ст. 510, 536 Гражданского кодекса, не нарушив целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения, не возможно. Реализуя продукцию собственного производства по месту ее нахождения, сельскохозяйственный производитель подвергается угрозе административного штрафа по ст. 8.8 КоАП. Указанное обстоятельство препятствует реализации сельскохозяйственной продукции по месту ее производства, предопределяя необходимость самостоятельного вывоза для продажи, поиска торгового места, содержания торгового персонала. Этим создаются дополнительные трансакционные издержки для сельскохозяйственного производителя.
Реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства является неотъемлемой частью деятельности сельскохозяйственных производителей, наряду с производством, хранением и переработкой. Так, согласно ст. 346.2 Налогового кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку ... и реализующие эту продукцию. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Таким образом, реализация - сбыт продукции собственного производства, как неотъемлемая часть деятельности сельскохозяйственного производителя, может иметь место и на землях, которые специально предоставлены для осуществления сельского хозяйства.
Законопроектом предлагается привести в соответствие целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения в соответствие с традиционно осуществляемой с их использованием хозяйственной деятельностью. Устанавливается, что земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы для производства, первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными кооперативами и иными сельскохозяйственными товаропроизводителями, перечисленными в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.