Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рассмотрел проект федерального закона N 231643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом уточняются положения Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ), касающиеся в основном деятельности туроператора в сфере выездного туризма, в том числе в части порядка финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма, формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, использования резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
С этой целью предлагаются новые редакции отдельных статей Федерального закона N 132-ФЗ.
В частности законопроектом предлагается установить четкие временные границы принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о внесении изменений в Единый федеральный реестр туроператоров (далее - Реестр) и его размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законопроектом предлагается установить дополнительное основание исключения сведений о туроператоре из Реестра - прекращение туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта без уведомления об этом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, объединения туроператоров в сфере выездного туризма, организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, а также без размещения туроператором этой информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, восполняется пробел в действующем правовом регулировании в части обязанности туроператора уведомлять указанные орган и организации в случае прекращения своей деятельности по данной причине и размещать соответствующую информацию в сети "Интернет". В тоже время, законопроектом не предусматривается ответственности за нарушение этих требований. По мнению Комитета, данный вопрос в дальнейшем потребует урегулирования.
Законопроектом скорректировано назначение средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Допускается их расходование на уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда и плату за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда.
Вместе с тем, по мнению Комитета, положения законопроекта о возможности расходования средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма на оплату услуг банка за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда, нуждаются в дополнительном обсуждении на предмет избыточности.
Также требуют обсуждения положения законопроекта, в которых перечисляются допустимые цели расходования денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, в части возможности расходования денежных средств на административно-управленческие расходы.
Законопроектом устанавливается срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления, основания для отказа в продлении срока. Этот срок начинается с начала календарного квартала, следующего за календарным кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера, до 1 апреля следующего календарного года.
Законопроектом увеличен срок предоставления документов с 30 до 45 дней в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти при досрочном расторжении договора страхования ответственности туроператора либо отзыва банковской гарантии и в случае отзыва у организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, лицензии на осуществление страхования или лицензии на осуществление банковских операций либо признания такой организации несостоятельной (банкротом).
Законопроектом также уточняются сроки установления размера финансового обеспечения ответственности туроператора: трех процентов (на 2017 год), с 2018 года пяти процентов общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма.
Законопроектом скорректированы понятия: страхового случая по договору страхования ответственности туроператора, объекта страхования, определена дата наступления страхового случая, а также порядок выплаты страхового возмещения.
Законопроектом предлагается новая редакция Федерального закона N 132-ФЗ в части полномочия органов государственной власти Российской Федерации по организации международных мероприятий в сфере туризма, в том числе направленных на формирование имиджа России как страны, благоприятной для туризма, раскрытие культурно-исторического, природного, туристского потенциала России и субъектов Российской Федерации.
В то же время, по мнению Комитета, следует уточнить, что понимается под "раскрытием культурно-исторического, природного потенциала России и субъектов Российской Федерации".
Указанные вопросы, а также замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, указанные в заключении, будут проработаны и разрешены в процессе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
В целом, принятие законопроекта будет способствовать целям совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность, позволит обеспечить достоверное информирование потребителей в отношении оказания туристских услуг, создать действенную основу для формирования рыночной, конкурентной системы реализации туристского продукта и послужит стимулирующим фактором для развития выездного туризма и повышения качества предоставляемых услуг.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи поддерживает концепцию проекта федерального закона N 231643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", внесенного Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.В. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.