Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N АКПИ17-911
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Стратиенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Российской политической Партии Мира и Единства, установил:
Российская политическая Партия Мира и Единства (далее - Партия) создана 19 мая 2012 г. на учредительном съезде Партии, зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2012 г. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 24 июля 2012 г. под основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1127799014375.
Устав Партии в редакции, утвержденной решением съезда Партии от 19 мая 2012 г., является действующим.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии в связи с несоответствием количества ее региональных отделений требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), поскольку Партия имеет 36 зарегистрированных региональных отделений, то есть менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Минюста России Анохина Е.С. поддержала заявленное требование.
Представитель Партии, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Председатель Партии Умалатова С.З. направила в суд заявление, в котором выразила согласие с ликвидацией Партии и просила о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя Партии.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 95-ФЗ.
Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 27 названного федерального закона обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии (подпункт "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ).
В силу части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входит 85 субъектов Российской Федерации.
Следовательно, политическая партия должна иметь зарегистрированные региональные отделения не менее чем в 43 субъектах Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 95-ФЗ, региональные отделения политической партии подлежат государственной регистрации. Региональные отделения политической партии осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.
Партией было зарегистрировано в общей сложности 49 региональных отделений Партии.
Минюст России в силу пункта 1 статьи 38 поименованного закона осуществляет контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации.
В ходе текущего контроля Минюстом России в деятельности Партии были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), материалам учетного дела Партии по состоянию на 9 февраля 2017 г. Партия имела 40 зарегистрированных региональных отделений, т.е. менее чем в половине субъектов Российской Федерации, что является нарушением подпункта "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ.
Региональные отделения Партии в Челябинской области (ОГРН 1127400003037 от 30 августа 2012 г.), в Саратовской области (ОГРН 1126400003817 от 8 октября 2012 г.), в Ярославской области (ОГРН 1127600001605 от 12 ноября 2012 г.), в Омской области (ОГРН 1125543049378 от 13 сентября 2012 г.), в Пермском крае (ОГРН 1125900002645 от 17 сентября 2012 г.), в Ростовской области (ОГРН 1126100004690 от 21 сентября 2012 г.), в Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН 1121500000710 от 10 сентября 2012 г.), в Республике Башкортостан (ОГРН 1120200004583 от 15 октября 2012 г.), в Республике Калмыкия (ОГРН 1120800000530 от 12 сентября 2012 г.) исключены из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности юридического лица на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ по решению налогового органа.
9 февраля 2017 г. Минюстом России в адрес Партии вынесено предупреждение, обязывающее в срок до 21 апреля 2017 г. устранить указанные выше нарушения закона, которое получено Партией 6 марта 2017 г. согласно трек-номеру почтового отправления ... по сведениям официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://www.pochta.ru.
Судом установлено, что данное предупреждение Партией не обжаловано. Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации до настоящего времени Партией не устранены.
Сведениями из ЕГРЮЛ, размещенными в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), подтверждается, что после вынесения предупреждения в адрес Партии из ЕГРЮЛ исключены помимо приведенных выше: 27 марта 2017 г. - региональное отделение Партии в Республике Ингушетия (ОГРН 1120600000454 от 26 сентября 2012 г.), 27 июля 2017 г. - региональное отделение в Волгоградской области (ОГРН 1123400002990 от 17 сентября 2012 г.) и 4 сентября 2017 г. - региональное отделение в Амурской области (ОГРН 1122800001037 от 2 октября 2012 г.).
Указанные региональные отделения исключены из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности юридического лица на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ по решению налогового органа.
Кроме того, региональное отделение Партии в Забайкальском крае (ОГРН 1127500000825 от 16 октября 2012 г.) ликвидировано решением Забайкальского краевого суда от 20 июля 2017 г., о чем в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности данного отделения 16 октября 2017 г.
Данные о создании и государственной регистрации новых региональных отделений Партии в Минюст России не поступали и суду не представлены.
Из изложенного следует, что Партия на дату рассмотрения дела в суде имеет 36 региональных отделений менее чем в половине субъектов Российской Федерации, что не соответствует требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ и в силу подпункта "г" пункта 3 статьи 41 названного федерального закона является основанием для ликвидации политической партии по решению Верховного Суда Российской Федерации.
Региональное отделение политической партии - структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ).
Пунктами 7.1 и 8.1 Устава Партии закреплено, что структурными подразделениями Партии являются региональные и местные отделения Партии.
Пунктом 3 статьи 45 Федерального закона N 95-ФЗ предусмотрено, что прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации или реорганизации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей.
В силу части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения.
Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Минюст России.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Российскую политическую Партию Мира и Единства и ее региональные отделения и иные структурные подразделения, исключив сведения о них из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1127799014375).
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N АКПИ17-911
Текст решения официально опубликован не был