Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2017 г. N 85-КГ17-33
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2017 г. гражданское дело по иску Мозайкова Петра Ивановича к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района "Спас-Деменский район" Калужской области, Министерству труда и социальной защиты Калужской области о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья
по кассационной жалобе министра труда и социальной защиты Калужской области Коновалова П.В. на решение Кировского районного суда Калужской области от 13 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 февраля 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав возражения на кассационную жалобу представителя истца Мозайкова П.И. по доверенности - Норузовой Л.П.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Мозайков Пётр Иванович 21 ноября 2016 г. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района "Спас-Деменский район" Калужской области, Министерству труда и социальной защиты Калужской области о признании за ней права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование исковых требований Мозайков П.И. указал, что имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается соответствующим удостоверением.
Решением жилищной комиссии администрации городского поселения "Город Спас-Деменск" Калужской области от 6 сентября 2016 г. N 35 Мозайков П.И. признан нуждающимся в жилом помещении.
Постановлением главы администрации городского поселения "Город Спас-Деменск" Спас-Деменского района Калужской области от 12 сентября 2016 г. N 114 Мозайков П.И. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Мозайков П.И. обратился в Министерство труда и социальной защиты Калужской области по вопросу обеспечения его жильём за счёт средств федерального бюджета.
Письмом Министерства труда и социальной защиты Калужской области от 27 октября 2016 г. Мозайкову П.И. разъяснено, что обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", однако действие названного Указа Президента Российской Федерации на него не распространяется, поскольку категория "бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" в данном нормативно-правовом акте не поименована, в связи с чем оснований для предоставления Мозайкову П.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не имеется.
По мнению Мозайкова П.И., отказ Министерства труда и социальной защиты Калужской области в предоставлении ему меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета является незаконным, в связи с чем истец просил суд признать за ним право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения; обязать Министерство труда и социальной защиты Калужской области включить его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт по Калужской области; обязать выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Представители ответчиков в судебное заседание суда первой инстанции представили возражения на иск.
Решением Кировского районного суда Калужской области от 13 декабря 2016 г. исковые требования Мозайкова П.И. удовлетворены частично. Суд признал за Мозайковым П.И. право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета; обязал Министерство труда и социальной защиты Калужской области включить Мозайкова П.И. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на жилищный учёт по Калужской области, который формируется названным министерством. В удовлетворении требований о возложении на Министерство труда и социальной защиты Калужской области обязанности выдать Мозайкову П.И. свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе министра труда и социальной защиты Калужской области Коновалова П.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 20 июля 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 10 октября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Мозайков П.И. и представители ответчиков - Министерства труда и социальной защиты Калужской области и отдела социальной защиты населения администрации муниципального района "Спас-Деменский район" Калужской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причине неявки не сообщили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав возражения на кассационную жалобу представителя истца Мозайкова П.И. по доверенности - Норузовой Л.П., явившейся в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено, что Мозайков П.И., ... года рождения, имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей), что подтверждается соответствующим удостоверением.
Решением жилищной комиссии администрации городского поселения "Город Спас-Деменск" Калужской области от 6 сентября 2016 г. N 35 Мозайков П.И. признан нуждающимся в жилом помещении.
Постановлением главы администрации городского поселения "Город Спас-Деменск" Спас-Деменского района Калужской области от 12 сентября 2016 г. N 114 Мозайков П.И. на основании статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, под номером 20.
Из материалов дела следует, что по вопросу обращения Мозайкова П.И. в Министерство труда и социальной защиты Калужской области с целью получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета письмом Министерства труда и социальной защиты Калужской области от 5 июля 2016 г. ему было разъяснено, что обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", однако названый Указ Президента Российской Федерации на него не распространяется, поскольку категория "бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" в названном нормативно-правовом акте не поименована, в связи с чем оснований для предоставления Мозайкову П.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не имеется.
Удовлетворяя исковые требования Мозайкова П.И. в части признания за ним права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании Министерства труда и социальной защиты Калужской области включить Мозайкова П.И. в список граждан, нуждающихся в получении жилья и вставших на учёт по Калужской области, который формируется названным министерством, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Закона Калужской области от 5 июня 2006 г. N 199-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исходил из того, что бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, не являющимся инвалидами, предоставляются меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Поскольку Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению за счёт средств федерального бюджета данной категории граждан жильём, суд пришёл к выводу о признании за Мозайковым П.И., имеющим статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, права на предоставление указанной меры социальной поддержки.
Отказывая в удовлетворении требований Мозайкова П.И. о возложении на Министерство труда и социальной защиты Калужской области обязанности выдать ему свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что выдача такого свидетельства предусматривает предоставление истцу названной меры социальной поддержки во внеочередном порядке, между тем, как указал суд, спорная выплата производиться в порядке очерёдности и по мере финансирования на указанные цели.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может по следующим основаниям.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235).
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Названный указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г.
В пункте 8 статьи 154 этого закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьёй 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильём осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьёй 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определён порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного федерального закона Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объём субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильём инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г., а также вставших на учёт ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Абзацем первым пункта 3 названных правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614 предоставление субвенций на обеспечение жильём вставших на учёт ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильём устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учёт ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летнем Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнён порядок обеспечения жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Приведённая позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.
Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета реализуется в порядке очерёдности путём их принятия на соответствующий учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильём, источник и объёмы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильём названной категории граждан закреплён в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мозайков П.И. на основании статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, под номером 20. Таким образом, право Мозайкова П.И. состоять на учёте на улучшение жилищных условий признано на основании постановления главы муниципального образования.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. N 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований Мозайкова П.И., уже принятого на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании положений жилищного законодательства, о признании за ним права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, толкование которых даётся в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Кировского районного суда Калужской области от 13 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 февраля 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кировский районный суд Калужской области.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2017 г. N 85-КГ17-33
Текст определения официально опубликован не был