Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 10-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное Предприятие" об оспаривании решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 13 декабря 2016 г. N 47/91-тэ-2016 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальное предприятие" (Котельничский район), о долгосрочных параметрах регулирования"
по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Кировской области на решение Кировского областного суда от 9 июня 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - регулирующий орган, РСТ Кировской области) от 13 декабря 2016 г. N 47/91-тэ-2016 (далее - Решение N 47/91-тэ-2016) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное Предприятие" (Котельничский район) (приложение N 1) и тарифы на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2016-2019 гг. (приложение N 2).
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальное Предприятие" (далее - ООО "Коммунальное Предприятие", общество) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании незаконным Решения N 47/91-тэ-2016 в части исключения из тарифа предложенных цен на топливо в соответствии с проведенными открытыми конкурсами на заключение договоров поставки нефтепродуктов.
Административный истец полагает, что РСТ Кировской области в нарушение требований тарифного законодательства включил в необходимую валовую выручку (далее также - НВВ) общества плановые расходы на приобретение жидкого топлива в размере, определенном регулирующим органом на основе данных 2015 г., отклонив сведения о ценах договоров, заключенных обществом на поставку нефтепродуктов на торгах.
Решением Кировского областного суда от 9 июня 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Решение N 47/91-тэ-2016 признано незаконным в части исключения из тарифа предложенных цен на топливо - мазут топочный - в соответствии с проведенными открытыми конкурсами на заключение договоров поставки нефтепродуктов со дня вступления настоящего решения в законную силу. В удовлетворении требований о признании указанного нормативного правового акта незаконным в части исключения из тарифа предложенных цен на топливо - дистиллят газового конденсата средний сернистый, вид I (печное топливо) - в соответствии с проведенными открытыми конкурсами на заключение договоров поставки нефтепродуктов отказано.
В апелляционной жалобе РСТ Кировской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда. Податель жалобы полагает, что действия регулирующего органа являются правомерными, поскольку цены на топливо по договорам, заключенным обществом, существенно превышают уровень рыночных цен и нарушают принцип баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.
ООО "Коммунальное Предприятие" представило возражения на апелляционную жалобу. Прокуратура Кировской области представила отзыв, в котором поддержала доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Судом установлено, что Решение N 47/91-тэ-2016 принято уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа в установленной форме (пункт 1.1, подпункт 3.1.2.1, пункты 4.3, 4.6 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 1 сентября 2008 г. N 144/365), размещено 18 декабря 2016 г. на официальном сайте РСТ Кировской области (www.rstkirov.ru) и опубликовано 20 декабря 2016 г. в "Кировской правде", N 120-121(25676).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).
Как следует из пунктов 34, 37, 57, 61 и 73 Основ ценообразования, текущие расходы регулируемой организации включают расходы на приобретение энергетических ресурсов, в том числе затраты на топливо, которые рассчитываются как произведение нескольких величин, в частности плановой (расчетной) цены на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемой органом регулирования с использованием источников информации о ценах (тарифах) и расходах в порядке, предусмотренном пунктом 28 Основ ценообразования.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Коммунальное Предприятие" осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) на территории поселка Юбилейный Котельничского района Кировской области.
На основании заявления общества регулирующий орган открыл дело об установлении тарифа на теплоснабжение на 2016-2019 гг. методом индексации установленных тарифов. В обоснование заявленных расходов на топливо ООО "Коммунальное Предприятие" представило договор на поставку нефтепродуктов от 10 декабря 2016 г., заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Альфатрейд", по условиям которого общество обязуется оплатить мазут топочный М-100 по цене 16 500 руб./тонна (без НДС).
Согласно протоколу заседания правления от 13 декабря 2016 г. N 47 и заключению экспертной группы РСТ Кировской области регулирующий орган самостоятельно рассчитал планируемые расходы на топливо в части приобретения мазута в размере 10 580,2 руб./тонна на основании мониторинга в формате шаблона единой информационно-аналитической системы "Информация о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива по итогам за 1 квартал 2016 г." с учетом индексов цен на мазут, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг., одобренном на заседании Правительства Российской Федерации 13 октября 2016 г.
В нарушение требований пунктов 29 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила регулирования цен) в названных выше протоколе заседания правления и заключении экспертной группы РСТ Кировской области не указаны основания, по которым регулирующий орган не применил при расчете тарифов цены на мазут, установленные в договорах, представленных обществом.
Согласно пояснениям регулирующего органа, представленным в суд первой инстанции, затраты на мазут рассчитаны им на основе подпункта "в" пункта 28 Основ ценообразования и соответствуют уровню рыночных цен, сложившихся в Кировской области.
Между тем согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующей последовательности: установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей; цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Источники, перечисленные в названном пункте Основ ценообразования, упорядочены по приоритету применения в соответствии со степенью детальности процедур, обеспечивающих установление экономически обоснованных цен. Так, в целях учета обоснованного размера планируемых расходов на товары (услуги), цены на которые подлежат государственному регулированию, используется информация о ценах (тарифах) для соответствующей категории потребителей, которые презюмируются как экономически достоверные, поскольку рассчитываются регулирующими органами в рамках отдельной процедуры, предполагающей детальный экономический анализ исходных данных для расчета таких цен (подпункт "а" пункта 28 Основ ценообразования). Экономическая обоснованность цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, обеспечивается проведением конкурсных процедур (подпункт "б" пункта 28 Основ ценообразования).
Таким образом, названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.
В данном случае регулирующим органом не обоснована невозможность применения цен, установленных в договорах на покупку нефтепродуктов, представленных обществом. Оба договора заключены по результатам проведения открытого конкурса. Сведений о том, что уполномоченным органом было установлено нарушение процедуры торгов, порядка заключения договоров, в материалы дела не представлено. Следовательно, у РСТ Кировской области отсутствовали основания применять последующие источники информации о ценах, указанные в пункте 28 Основ ценообразования.
Довод апелляционной жалобы о том, что принятие расходов на мазут в заявленном обществом размере приведет к росту тарифов на тепловую энергию по отношению к тарифу, установленному муниципальному унитарному предприятию "ЖКХ Юбилейное СП", ранее оказывавшему услуги по теплоснабжению на территории названного сельского поселения, не может быть принят во внимание и не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку согласно пунктам 13, 15, 16, 20 и 28 Правил регулирования цен тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются в индивидуальном порядке по заявлению конкретной организации, обосновывающей определенный размер планируемых затрат, решение об учете либо отклонении которых принимается на основе анализа ее хозяйственной деятельности, а не путем сопоставления с данными других организаций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что способ определения цены на топливо, примененный РСТ Кировской области, противоречит названным положениям Основ ценообразования. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 9 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Кировской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 10-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был