Определение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2017 г. N 310-КГ17-16170
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу от 22.09.2017 Управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее - УФК по Смоленской области) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.12.2016 по делу N А62-6544/2016, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2017 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.07.2017 по тому же делу
по заявлению Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи (далее - департамент) к УФК по Смоленской области о признании недействительным представления от 02.09.2016 N 63-1.10-12/1.45-2730, установила:
решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.12.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2017, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25.07.2017 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФК по Смоленской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как усматривается из судебных актов, департамент является главным администратором доходов бюджета Смоленской области в части субсидий из федерального бюджета на предоставление и использование жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (далее - дети-сироты) по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
В соответствии с Законом Смоленской области от 29.11.2007 N 114-з "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (далее - Закон Смоленской области от 29.11.2007 N 114-з) департамент осуществляет предоставление органам местного самоуправления Смоленской области субвенций в целях финансового обеспечения переданных полномочий. Субвенции предоставляются за счет средств субсидий, поступивших из федерального бюджета.
УФК по Смоленской области проведена проверка соблюдения департаментом условий выделения и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление и использование жилых помещений детям-сиротам в 2015 году. В ходе проверки установлено, что при расчете объема субвенций местным бюджетам на реализацию государственных полномочий департамент применяет норму предоставления жилых помещений, установленную органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предписанием от 02.09.2016 N 63-1.10-12/1.45-2730 УФК по Смоленской области обязало департамент устранить указанное нарушение.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 132, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Законом от 29.11.2007 N 114-з, суды пришли к выводу, что нарушение в действиях департамента отсутствует. Предписание УФК по Смоленской области налагает на департамент обязанности, которые не предусмотрены законодательством, и подлежит признанию недействительным.
В кассационной жалобе УФК по Смоленской области воспроизводит позицию, которой придерживалось при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций. Заявитель считает, что при расчете размера субвенции местным бюджетам должна применяться социальная норма площади жилого помещения, установленная пунктом 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1203, а также Законом Смоленской области от 19.12.1996 N 36-з "О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области".
Данная позиция исследовалась и отклонена судами. Как отмечено в судебных актах, обеспечение жилищных прав детей-сирот является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Субсидии из федерального бюджета предоставляются для софинансирования указанного полномочия. Приведенными выше нормативными правовыми актами порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, объем социальных гарантий и прав указанной категории граждан и корреспондирующих им обязанностей органов власти субъекта РФ в названной сфере не регулируется.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Управлению Федерального казначейства по Смоленской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2017 г. N 310-КГ17-16170 по делу N А62-6544/2016
Текст определения официально опубликован не был