Досье на проект федерального закона
Правительство Российской Федерации рассмотрело представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) статьей 42.1 "Обязанность по раскрытию информации о бенефициарных владельцах", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) - статьей 7.35 "Нарушение требований земельного законодательства о раскрытии информации о бенефициарных владельцах", а Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) - статьей 4.1, регламентирующей вопросы, связанные с раскрытием информации о бенефициарных владельцах.
Пунктами 2 и 3 проектируемой статьи 4.1 Закона об обороте земель предусмотрено, что юридические лица - собственники земельных участков,
долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения обязаны самостоятельно не реже одного раза в год представлять в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный и муниципальный надзор, информацию о бенефициарных владельцах. Уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный и муниципальный земельный надзор, в течение 3 месяцев обязан провести проверку представленной в соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Закона об обороте земель информации.
В соответствии с пунктом 4 проектируемой статьи 4.1 Закона об обороте земель в случае выявления из представленной информации нарушений земельного законодательства либо несоответствия такой информации уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный или муниципальный земельный надзор, в течение 1 месяца со дня выявления таких нарушений или несоответствия направляет в адрес юридического лица - собственника земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок предписание о принятии мер по устранению несоответствия представленной информации либо нарушений земельного законодательства в соответствии с Законом об обороте земель, а также другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими осуществление землепользования.
Вместе с тем в законопроекте отсутствует механизм реализации предложенных положений.
В частности, не представляется возможным однозначно определить, в каком порядке орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный земельный надзор или орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль, будет проводить проверку представленной в соответствии с пунктом 2 проектируемой статьи 4.1 Закона об обороте земель информации, а также требует уточнения, кем будет утверждаться форма предписания о принятии мер по устранению несоответствия представленной информации либо нарушений земельного законодательства.
Кроме того, понятие "бенефициарный владелец" определяется законопроектом только для целей Закона об обороте земель. При этом данный термин также предлагается использовать в проектируемой статье 42.1 Земельного кодекса и проектируемой статье 7.35 КоАП.
Проектируемой статьей 7.35 КоАП устанавливается ответственность за неисполнение предписания уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего государственный или муниципальный земельный надзор.
Вместе с тем в законопроекте не учитывается, что ответственность за неисполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) или муниципальный контроль, предусмотрена статьей 19.5 КоАП.
Более того, законопроект, вводя новый состав административного правонарушения (статью 7.35 КоАП), не предусматривает внесения соответствующих изменений в главы 23 и 28 КоАП, касающихся полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Также по тексту законопроекта термин "государственный и муниципальный земельный надзор" необходимо привести в соответствие с Земельным кодексом и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Учитывая изложенное, в представленной редакции законопроект не может быть поддержан Правительством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Правительства |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 марта 15 г. N 1546п-П11 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным и В.Н. Плотниковым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации"
Текст письма официально опубликован не был