В связи с подготовкой поправок в текст законопроекта N 517191-6 "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" и с учётом опыта деятельности института финансового омбудсмена при Ассоциации российских банков считаем необходимым довести до Вашего сведения наши предложения по включению в текст законопроекта следующих положений:
1. Для организации эффективного взаимодействия Службы финансового уполномоченного с участниками рынка считаем необходимым указать, что "решение Финансового уполномоченного принимается в отношении каждого конкретного обращения и не может служить основанием для предъявления иска в суд в пользу неопределённого круга потребителей и/или принятия административных, надзорных и иных мер воздействия";
2. Для обеспечения независимости Службы Финансового уполномоченного при принятии решений по итогам рассмотрения обращений в случае использования Службой информационных систем, предоставленных иными организациями на основании специальных соглашений, и для организации эффективного взаимодействия Службы финансового уполномоченного с участниками рынка "предусмотреть невозможность использования данных, хранимых, обрабатываемых и используемых Службой финансового уполномоченного с помощью таких информационных систем сторонами, предоставившими их в пользование";
3. В связи с высокими репутационными рисками для финансовых организаций, а также рисками потери персональных данных и разглашения банковской тайны лиц, обратившихся в Службу Финансового уполномоченного, указать, что "Финансовый уполномоченный вправе обмениваться информацией, в том числе содержащей персональные данные потребителей финансовых услуг, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Банком России в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации на основании соглашения, предусматривающего обмен такой информацией", тем самым исключив иные способы передачи данных любым иным организациям;
4. Для организации эффективного взаимодействия Службы финансового уполномоченного с участниками рынка считаем необходимым не ограничивать частоту, способы, формат и объём данных, публикуемых Службой по итогам рассмотрения обращений с учётом обеспечения сохранности персональных данных и банковской тайны клиентов;
5. В целях предотвращения конфликта интересов при осуществлении финансовыми уполномоченными их обязанностей предлагаем указать, что "финансовым уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет с высшим образованием, имеющий опыт работы в сфере финансовых рынков, регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке в совокупности не менее 5 лет либо имеющий стаж работы судьёй не менее 5 лет. В течение трёх лет до момента назначения на должность финансового уполномоченного кандидат не вправе работать в какой-либо финансовой организации";
6. В связи с высокой социальной значимостью и с учётом необходимости наличия достаточного опыта публичной деятельности финансового уполномоченного предлагаем указать, что "предельный возраст пребывания в должности Финансового уполномоченного - семьдесят лет. Ограничение по предельному возрасту не распространяется на Главного финансового уполномоченного";
7. Для обеспечения равного представительства всех участников финансового рынка считаем, что в Совете Службы Финансового Уполномоченного, кроме Главного финансового уполномоченного должны состоять "не менее пяти представителей саморегулируемых организаций или общественных объединений в сфере финансового рынка, члены которых являются финансовыми организациями, обязанными взаимодействовать с Финансовым уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом, не более пяти представителей общественных объединений, осуществляющих защиту прав потребителей финансовых услуг, не менее одного представителя Банка России и не менее одного представителя Министерства финансов РФ";
8. Для развития института финансового уполномоченного предлагаем включить в список организаций, которые могут осуществлять взаимодействие со Службой Финансового Уполномоченного на добровольной основе "компании, осуществляющие взыскание просроченной задолженности на профессиональной основе".
Считаем необходимым дальнейшее публичное обсуждение данных вопросов и всегда готовы принять в нём самое активное участие.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 29 ноября 2017 г. N А-02/17-539 "О тексте законопроекта "О финансовом уполномоченном..."
Текст письма официально опубликован не был