Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-431
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Крупнова И.В.
при секретаре Горбачевой Е.А., с участием прокурора Шишова О.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Веселова Романа Александровича о признании недействующей Инструкции о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих органов федеральной службы безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) от 9 января 2008 г. N 3/ДСП,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., выступление административного истца Веселова Р.А. в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя ФСБ России Ковалевского И.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, и заключение прокурора Шишова О.С., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом ФСБ России от 9 января 2008 г. N 3/ДСП утверждена Инструкция о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих органов федеральной службы безопасности (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2008 г., регистрационный номер 11030.
Веселов Р.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующей с момента издания Инструкции.
В обоснование он указал, что Инструкция регламентирует порядок организации и проведения аттестации военнослужащих федеральной службы безопасности, то есть неопределенного круга лиц, и затрагивает их и в том числе его права, в связи с чем она не могла быть отнесена к информации ограниченного распространения и подлежала официальному опубликованию, однако этого сделано не было.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
При принятии решения суд исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью органов федеральной службы безопасности, поэтому обоснованно отнесен к категории "Для служебного пользования", в связи с чем его официальное опубликование не требуется. Кроме того, суд первой инстанции указал, что Инструкция не устанавливает новых прав, свобод и обязанностей военнослужащих органов федеральной службы безопасности и порядка их реализации, тогда как только это обстоятельство является основанием для запрета отнесения актов законодательства к служебной информации ограниченного распространения.
В апелляционной жалобе Веселов Р.А. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.
В обоснование жалобы административный истец утверждает, что судом не были учтены положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, из которых следует, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, и к ним не может быть ограничен доступ.
Кроме того, Веселов Р.А. указывает в жалобе, что в силу действующего законодательства критерии отнесения информации к сведениям конфиденциального характера, в том числе к сведениям, составляющим служебную тайну, должны быть определены специальным законом, который до настоящего времени не принят, а акты законодательства, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения. В связи с этим руководитель федерального органа исполнительной власти не вправе принимать решение об отнесении конкретных сведений к служебной тайне.
Административный истец также указывает в жалобе на ошибочный вывод суда об отсутствии в Инструкции новых прав, свобод и обязанностей военнослужащих органов федеральной службы безопасности и порядка их реализации, таких как, например, предоставление права военнослужащему в определенное время знакомиться с графиком проведения аттестации, обязательное участие военнослужащего принимать участие в аттестации в определенных случаях.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации и условия отнесения информации к сведениям, служебную и иную тайну, а также ответственность за ее разглашение устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Веселова Р.А. о признании оспариваемой Инструкции недействующей, суд первой инстанции правомерно исходил их того, что в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 13, 19, 20 Федерального конституционного закона от 7 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" конституционной обязанностью Правительства Российской Федерации является обеспечение реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, возложенных на них Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, устранение угрозы информационной безопасности государственного управления, в связи с чем законодательной основой утверждения Директором ФСБ России Инструкции является комплекс содержащихся в различных законодательных актах нормативных положений, определяющих общий правовой режим конфиденциальной информации, а также то, что законодательство не исключает осуществление Правительством Российской Федерации нормативного правового регулирования отнесения информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций к информации ограниченного служебного распространения, не являющейся секретной, что соответствует конституционной обязанности Правительства Российской Федерации обеспечивать эффективную реализацию полномочий федеральных органов исполнительной власти и способствовать устранению угрозы нарушения информационной безопасности государственного управления.
Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 (далее - Положение), регулирующее вопросы документирования информации ограниченного доступа.
Согласно п.п. 1.2, 1.5 Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью.
Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет: категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям; порядок снятия пометки "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения; организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 (далее - Перечень), к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Инструкция утверждена Директором ФСБ России в пределах предоставленных ему полномочий.
Поскольку Инструкция содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью органов федеральной службы безопасности, то в соответствии с требованиями Положения и Перечня она обоснованно отнесена к категории документов "Для служебного пользования" и ее официальное опубликование в установленном порядке не требуется, на что правомерно указано в решении суда.
Вопреки утверждению в жалобе, неопубликование нормативного правового акта, содержащего служебную информацию ограниченного распространения, само по себе не свидетельствует о нарушении прав тех лиц, которые в силу своей служебной (профессиональной) деятельности с этой информацией ознакомлены (подлежат ознакомлению).
Решения, действия (бездействие) должностных лиц, связанные с созданием препятствий в таком ознакомлении либо с невыполнением своих обязанностей по проведению соответствующей работы, могут быть оспорены заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе и судебном.
Как усматривается из Инструкции, она регламентирует порядок организации и проведения аттестации только военнослужащих органов федеральной службы безопасности, то есть лиц, к которым относился административный истец и которые в силу своего служебного положения были с ней ознакомлены либо подлежали обязательному ознакомлению.
Что касается ссылки в жалобе на наличие в Инструкции новых прав, свобод и обязанностей военнослужащих органов федеральной службы безопасности и порядка их реализации, то она является ошибочной, поскольку содержащиеся в Инструкции нормативные правила, затрагивающие права военнослужащих федеральных органов государственной безопасности, в том числе на ознакомление с материалами аттестации и участие в заседании аттестационной комиссии, непосредственно вытекают из предписаний ст. 26, 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
При таких обстоятельствах, а также в связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав заявителя, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых нормативных правовых положений.
Предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Веселова Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
В.Ю. Зайцев |
|
И.В. Крупнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-431
Текст определения официально опубликован не был