Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2017 г. N 20-КГ17-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 ноября 2017 г. гражданское дело по иску Газаралиева Фазила Газаралиевича к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приёме на службу в органы внутренних дел, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, включении в стаж службы периода вынужденного прогула, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе министра внутренних дел по Республике Дагестан Магомедова А.М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 марта 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел по Республике Дагестан Торгушиной Н.В., Таимова О.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу истца Газаралиева Ф.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Газаралиев Фазил Газаралиевич обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - МВД по Республике Дагестан) о признании незаконным отказа в приёме на службу в органы внутренних дел, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, включении в стаж службы периода вынужденного прогула, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Газаралиев Ф.Г. указал, что с октября 2004 года по 31 мая 2016 г. проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан (далее - Управление ФСКН России по Республике Дагестан), на момент увольнения занимал должность старшего следователя по особо важным делам следственной части следственной службы Управления ФСКН России по Республике Дагестан.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 27 апреля 2016 г. Газаралиевым Ф.Г. на имя министра внутренних дел по Республике Дагестан подан рапорт о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на равнозначную должность.
Приказом начальника Управления ФСКН России по Республике Дагестан от 31 мая 2016 г. Газаралиев Ф.Г. уволен из органов наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с переводом в другой государственный орган).
5 сентября 2016 г. Газаралиеву Ф.Г. в ликвидационной комиссии ФСКН России по Республике Дагестан было вручено уведомление за подписью временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Дагестан от 24 августа 2016 г. об отказе в приёме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, при этом причины и основания отказа в приёме на службу названы не были.
По мнению Газаралиева Ф.Г., отказ МВД по Республике Дагестан в приёме его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является незаконным, поскольку положениями Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" всем сотрудникам упраздняемой ФСКН России гарантирован перевод на службу в органы внутренних дел Российской Федерации без каких-либо ограничений и дополнительных требований при наличии их волеизъявления.
С учётом уточнённых исковых требований Газаралиев Ф.Г. просил суд признать незаконным отказ МВД по Республике Дагестан от 24 августа 2016 г. в приёме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, обязать ответчика принять его на службу в порядке перевода, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", на ранее занимаемую им должность старшего следователя по особо важным делам, обязать ответчика включить в выслугу службы время вынужденного прогула в период с 1 июня 2016 г. до момента вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей, взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула с 1 июня 2016 г. до вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МВД по Республике Дагестан в суде исковые требования не признал.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 декабря 2016 г. исковые требования Газаралиева Ф.Г. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ МВД по Республике Дагестан в переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Газаралиева Ф.Г. от 24 августа 2016 г.; возложил на ответчика обязанность принять Газаралиева Ф.Г. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода на должность, соответствующую уровню его квалификации - ранее занимаемую истцом должность старшего следователя по особо важным делам; включить в выслугу службы время вынужденного прогула истца с 1 июня 2016 г. до вступления решения суда в законную силу; взыскал с МВД по Республике Дагестан в пользу истца денежное довольствие за время вынужденного прогула с 1 июня 2016 г. до вступления решения суда в законную силу и компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 марта 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе министра внутренних дел по Республике Дагестан Магомедова А.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы министра внутренних дел по Республике Дагестан судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 1 августа 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 16 октября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражения на неё, в том числе письменные, истца Газаралиева Ф.Г., заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Газаралиев Ф.Г. с октября 2004 года проходил службу в Управлении ФСКН России по Республике Дагестан, на момент увольнения занимал должность старшего следователя по особо важным делам следственной части следственной службы Управления ФСКН России по Республике Дагестан.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Газаралиевым Ф.Г. 27 апреля 2016 г. на имя министра внутренних дел по Республике Дагестан подан рапорт о согласии продолжить службу в органах внутренних дел Российской Федерации на равнозначной должности.
Приказом начальника Управления ФСКН России по Республике Дагестан от 31 мая 2016 г. N 130-лс Газаралиев Ф.Г. уволен из органов наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с переводом в другой государственный орган).
Как следует из материалов дела, письмом за подписью временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Дагестан от 24 августа 2016 г. Газаралиев Ф.Г. уведомлен о том, что по результатам рассмотрения представленных им документов принято решение об отказе в приёме его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Газаралиева Ф.Г. о признании незаконным отказа МВД по Республике Дагестан в переводе его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, возложении на ответчика обязанности принять истца на службу в органы внутренних дел в порядке перевода на ранее занимаемую истцом должность старшего следователя по особо важным делам, включении в выслугу службы периода вынужденного прогула, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула и компенсации морального вреда, суд первой инстанции со ссылкой на положения Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" пришёл к выводу о том, что сотрудник органов наркоконтроля, уволенный со службы в связи с ликвидацией ФСКН России, при наличии волеизъявления подлежит переводу в органы внутренних дел Российской Федерации без испытательного срока и переаттестации. По мнению суда, ответчиком необоснованно осуществлены в отношении истца проверочные мероприятия по отбору кандидатов для прохождения службы в органах, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку нормы этого закона, регулирующие общие правила поступления на службу в органы внутренних дел, не подлежат применению при решении вопроса о принятии сотрудников упразднённой ФСКН России на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода. Также, в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований суд указал на то, что представленные документы из личного дела Газаралиева Ф.Г. не содержат оснований, препятствующих приёму его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским Верховного Суда Республики Дагестан.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трёх месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трёх месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию её территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Правоотношения, связанные, в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по своим личным и деловым качествам, выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Статьёй 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определён перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что уполномоченный руководитель в течение трёх месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. N 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1405-О).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного определения от 3 июля 2014 г. следует читать как "N 1486-О"
22 ноября 2017 г. Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление N 31-П по делу о проверке конституционности частей 1, 5, 10 и 11 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", статей 17, 19 и 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в связи с запросом Верховного Суда Республики Дагестан и жалобой гражданина Базаленко С.Ю.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.5 названного постановления, следует, что предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упрощённый порядок приёма на службу в органы внутренних дел сотрудников органов наркоконтроля (то есть упразднённой ФСКН России) не исключает, тем не менее, соблюдение в отношении них предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ ограничений для поступления на службу в органах внутренних дел, предопределённых, главным образом, необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Установление наличия либо отсутствия обстоятельств, препятствующих сотруднику органов наркоконтроля проходить службу в органах внутренних дел, предполагает проведение в отношении такого сотрудника проверочных мероприятий, включающих проверку достоверности сообщённых им сведений, которая проводится путём использования оперативных возможностей органов внутренних дел.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел.
Из приведённых выше нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что приём сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учётом исключений, определённых Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и статьёй 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, которые не предполагают безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних дел по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля, и не исключают права соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
Как установлено судом, основанием для принятия ответчиком решения об отказе в приёме на службу в органы внутренних дел Газаралиева Ф.Г. послужило письмо оперативно-розыскной части по линии собственной безопасности Управления МВД по Республике Дагестан на имя временно исполняющего обязанности начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Дагестан о нецелесообразности приёма на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Газаралиева Ф.Г.
Учитывая, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приёме на службу таких лиц, выводы суда о том, что сотрудник органов наркоконтроля, уволенный со службы в связи с ликвидацией ФСКН России, при наличии его волеизъявления подлежит переводу в органы внутренних дел Российской Федерации без проведения в отношении данного сотрудника каких-либо проверочных мероприятий являются неправомерными.
Суждение суда первой инстанции о том, что ответчиком необоснованно осуществлены в отношении Газаралиева Ф.Г. проверочные мероприятия по отбору кандидатов для прохождения службы в органах внутренних дел, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, является ошибочным, поскольку частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено право руководителя соответствующего органа внутренних дел при разрешении вопроса о приёме лица на службу в органы внутренних дел дать оценку его деловым и личным качествам по результатам проверочных мероприятий.
Кроме того, возлагая на ответчика обязанность по принятию Газаралиева Ф.Г. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода на должность, соответствующую уровню его квалификации, а именно ранее занимаемую им должность в органах наркоконтроля (следователь по особо важным делам), суд неправомерно ограничил предусмотренное статьёй 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ право руководителя МВД по Республике Дагестан самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению сотрудников в целях эффективной деятельности и рационального управления.
При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций были допущены также существенные нарушения норм процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд, должны быть указаны в мотивировочной части решения суда (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование выводов о незаконности отказа МВД по Республике Дагестан в переводе Газаралиева Ф.Г. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, возложении на ответчика обязанности принять истца на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, суд сослался на документы, содержащие положительную характеристику Газаралиева Ф.Г. как сотрудника органов наркоконтроля, в связи с чем пришёл к выводу об отсутствии оснований, препятствующих приёму его на службу в органы внутренних дел.
Однако, данные выводы судебных инстанций сделаны при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия ответчиком решения об отказе в приёме на службу в органы внутренних дел Газаралиева Ф.Г. послужило письмо оперативно-розыскной части по линии собственной безопасности Управления МВД по Республике Дагестан на имя временно исполняющего обязанности начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Дагестан о нецелесообразности приёма истца на службу без указания причин.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права по данному делу юридически значимым и подлежащим установлению являлось выяснение причин, по которым руководство МВД по Республике Дагестан пришло к выводу о нецелесообразности принятия Газаралиева Ф.Г. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
В силу положений статей 67, 71, 195-198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьёй 2 названного кодекса.
Между тем в нарушение требований статей 56, 67, 196 ГПК РФ обстоятельства, связанные с установлением причин принятия ответчиком решения о нецелесообразности принятия Газаралиева Ф.Г. на службу в органах внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода не были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций при разрешении спора.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, о частичном удовлетворении исковых требований Газаралиева Ф.Г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 марта 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2017 г. N 20-КГ17-13
Текст определения официально опубликован не был