Письмо Минфина России от 5 октября 2017 г. N 03-14-12/64928
В связи с обращением о запрете Интернет-торговли алкогольной продукцией в России сообщаем следующее.
Как следует из обращения, снятие запрета на дистанционную торговлю алкогольной продукцией может привести к росту теневого алкогольного рынка, злоупотреблению данной продукцией несовершеннолетними лицами, а также нарушению требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В связи с этим считаем необходимым отметить, что в целях создания условий по соблюдению легальности продажи алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечению государственного контроля за указанным видом деятельности Минфином России разработан и направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - законопроект).
В целях противодействия нелегальной торговле алкогольной продукции законопроект предусматривает:
- выдачу Росалкогольрегулированием новых видов лицензий на розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом и включение в особый реестр лиц, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
- осуществление розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом только посредством сайта, находящегося в зоне .egais.ru, доменное имя которого указано в соответствующей лицензии организации и сельскохозяйственного товаропроизводителя либо отражено в реестре лиц, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи дистанционным способом. Иные сайты, распространяющие информацию о продаже алкогольной продукции, подлежат блокировке, а лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции через такие сайты, - ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Потребитель сможет на официальном сайте Росалкогольрегулирования узнать перечень сайтов, на которых разрешены предложения по продаже алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также проверить подлинность федеральной или акцизной марки, что исключает риск продажи контрафактной алкогольной продукции.
Законопроектом предлагается распространить все предусмотренные Законом N 171-ФЗ ограничения розничной продажи алкогольной продукции, в том числе ограничения времени, условий и мест розничной продажи, на розничную продажу алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Что касается продажи алкогольной продукции несовершеннолетним лицам, то, как правомерно указано в материалах, приложенных к обращению, в соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612, товар может передаваться не только покупателю, но и третьему лицу.
Однако перечнем нормативных правовых актов, прилагаемых к законопроекту, предусмотрено принятие постановления Правительства Российской Федерации, которым будут установлены правила розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом, предусматривающие, в том числе обязанность продавца алкогольной продукции требовать паспорт у лица, которому данная продукция передается.
Осуществление контроля за временем продажи продукции будет осуществляться путем фиксации времени продажи продукции при помощи технических средств в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Контроль времени доставки обеспечивается также путем оплаты продукции, которая возможна только посредством банковской карты.
В случае установления факта розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации виновное лицо подлежит привлечению к административной и уголовной ответственностям.
Учитывая изложенное, принятие вышеназванного федерального закона не приведет к тем негативным последствиям, о которых указывается в обращении.
Директор Департамента налоговой и таможенной политики |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.