В связи с письмом Ассоциации российских банков (далее - АРБ) от 07.11.2017 N А-02/5-484 по проекту федерального закона N 221778-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект N 221778-7), предусматривающему создание специального социального банковского счета (далее - социальный счет), сообщаем следующее.
Предложения, изложенные в письме АРБ, в основном могут быть поддержаны и будут учтены при подготовке предложений Банка России по доработке законопроектов, касающихся специальных социальных банковских счетов (далее - социальный счет).
При этом, учитывая узкоспециализированный характер социального счета, открытие и использование которого обусловлено необходимостью соблюдения положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), а не Гражданского кодекса Российской Федерации, по нашему мнению, нормы о социальном счете целесообразно излагать в рамках Закона.
В отношении предложения АРБ о необходимости закрепления иммунитета социального счета от обращения взыскания на денежные средства, размещенные на нем, представляется целесообразным прямо предусмотреть в Законе, что социальный счет открывается для зачисления на него денежных средств, относящихся к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и указать на недопустимость наложения ареста на денежные средства, находящиеся на социальном счете, или приостановления операций по указанному счету.
В целях реализации предложения АРБ о необходимости урегулирования на подзаконном уровне порядка идентификации денежных средств, подлежащих зачислению на социальный счет, в Законе может быть закреплено, что при перечислении денежных средств, относящихся к социальным выплатам и подлежащих зачислению на социальный счет, плательщики обязаны указывать в распоряжении специальный код, который будет определен нормативным актом Банка России. При этом банки при поступлении распоряжения о перечислении денежных средств на социальный счет обязаны будут контролировать исключительно указание в распоряжении соответствующего кода и отказывать в исполнении распоряжения в случае отсутствия кода либо его указания в нарушение установленного Банком России порядка.
Соответственно, такая формальная процедура контроля банком за поступающими на социальный счет платежами, по нашему мнению, исключит возможность привлечения банка к ответственности, в том числе, в случае зачисления банком денежных средств, не относящихся к социальным выплатам, на социальный счет при наличии в распоряжении плательщика надлежащего кода и его указания в установленном Банком России порядке (например, в силу ошибки либо умысла плательщика).
Предложение АРБ об установлении ответственности плательщиков за ненадлежащее исполнение требований законодательства Российской Федерации, касающихся перечисления социальных выплат на социальный счет, также поддерживается, реализовать его возможно путем внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях при доработке ко второму чтению проекта федерального закона N 221761-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Дополнение статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" положением об исключении из конкурсной массы при банкротстве гражданина денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским законодательством, представляется нецелесообразным. При этом Закон может быть дополнен нормой о невключении в конкурсную массу денежных средств, находящихся на социальном счете, в случае признания владельца такого счета банкротом.
В то же время предложение АРБ о необходимости внесения изменений в Положение Банка России от 27.02.2017 N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения" (далее - Положение N 579-П) в части введения отдельного специального банковского счета, на который в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание, представляется нецелесообразным.
В соответствии с пунктом 1.15 части I приложения к Положению N 579-П на счетах учета операций по банковским счетам могут открываться отдельные лицевые счета клиентам для учета операций по использованию средств на капитальные вложения и другие цели. Открытие этих счетов и совершение по ним операций производятся на договорных условиях на том же балансовом счете, на котором учитываются операции по банковским счетам.
Учитывая изложенное, полагаем, что социальный счет может открываться на отдельных лицевых счетах балансового счета N 40817 "Физические лица".
|
С.А. Швецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект, направленный на исключение возможности обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера.
Для этого предлагается открывать специальные социальные банковские счета, предназначенные только для зачисления денежных средств, на которые в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. К таким денежным средствам относятся различные компенсационные и единовременные выплаты, социальные пособия, средства материнского капитала и др.
Банк России, в частности, разъяснил, что социальный счет может открываться на отдельных лицевых счетах балансового счета N 40817 "Физические лица".
Письмо Банка России от 11 декабря 2017 г. N 06-51-1/9929 "О проекте федерального закона N 221778-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был