Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2017 г. N 33-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на решение Ленинградского областного суда от 26 июня 2017 года, о признании недействующим постановления Совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 6 февраля 2017 года N 1 "О бюджете муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя административного истца Попова А.В. - Игнатьева Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
6 февраля 2017 года Советом депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" принято постановление N 1 "О бюджете муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Постановление Совета депутатов от 6 февраля 2017 года N 1 состоит из 9 статей, содержащих основные характеристики бюджета, утвержденный размер доходов бюджета, перечень главных администраторов доходов бюджета, перечень главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, особенности администрирования доходов бюджета, бюджетные ассигнования, особенности исполнения бюджета, особенности установления отдельных расходных обязательств и использования бюджетных ассигнований, положения о вступлении в силу постановления и положение о возложении контроля за исполнением данного постановления. Указанным постановлением также утверждено 15 приложений.
Постановление от 6 февраля 2017 года N 1 "О бюджете муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" с приложениями опубликовано 15 февраля 2017 года в официальном издании - газете "Морозовский вестникъ", приложение N 1 к выпуску 32 (150), вступило в силу и является действующим.
Попов А.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления от 6 февраля 2017 года N 1 "О бюджете муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", указывая на нарушение пункта 1 статьи 17, пунктов 8, 11 статьи 19 Устава муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" в части несоблюдения обязательной процедуры принятия решения о бюджете муниципального образования и отсутствия кворума, что противоречит действующему федеральному законодательству, а именно статьям 3, 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 9, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявления указал на нарушение его права как жителя муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" и депутата указанного образования на получение муниципальных услуг (работ) в муниципальном образовании и права на социальное обеспечение включением в бюджет отдельных положений и поправок, ухудшающих финансовое положение бюджета.
Решением Ленинградского областного суда от 26 июня 2017 года требования Попова А.В. были удовлетворены.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм процессуального права, а также в связи с неправильным применением норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Ленинградской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, которые осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, (пунктом 1 части 1 статьи 14, часть 2 статьи 52).
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов (часть 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 8 статьи 19 Устава муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 2/3 от числа избранных депутатов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 6 февраля 2017 года Советом депутатов МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" принято постановление N 1 "О бюджете муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.".
Из протокола заседания Совета депутатов от 6 февраля 2017 года, усматривается и не оспаривается сторонами по делу, что на данном заседании присутствовало 8 депутатов из 15 избранных; при этом из стенограммы указанного заседания и показаний свидетеля Даниловой Н.Ю. следует, что при рассмотрении вопроса об утверждении бюджета в целом депутат Данилова Н.Ю. отсутствовала, таким образом, фактически присутствовали 7 депутатов, а не 8, как отражено в протоколе заседания Совета депутатов, что составило менее 2/3 от числа избранных депутатов, и свидетельствует о его неправомочности.
Кроме того, ни в протоколе, ни в стенограмме заседания Совета депутатов от 6 февраля 2017 года нет записи о проведении голосования по вопросу утверждения проекта постановления Совета депутатов во втором чтении, а именно по проекту Постановления N 1 Совета депутатов в целом. В стенограмме отражено только то, что глава муниципального образования согласилась с депутатами в том, что надлежит считать Постановление N 1 принятым.
Довод о том, что проект бюджета был принят ранее, опровергается материалами дела, так как в ходе судебного разбирательства судом установлено, что 27 декабря 2016 года состоялось заседание указанного выше Совета депутатов, на котором действительно присутствовали 14 из 15 депутатов и имелся кворум. Вместе с тем из представленного протокола и стенограммы заседания Совета депутатов от 27 декабря 2016 года усматривается, что на данном заседании были рассмотрены поправки к проекту о бюджете, проведено голосование по поправкам и о принятии проекта бюджета во втором чтении с учетом поправок. Вопрос о принятии проекта Постановления N 1 об утверждении бюджета в целом фактически не рассматривался и на голосование не ставился.
Исходя из объяснений главы муниципального образования Хайдуковой Л.Х. и показаний свидетелей следует, что после голосования по проекту бюджета с поправками глава муниципального образования озвучила, что бюджет не принят, так как не набрано надлежащее количество голосов (проголосовали "за" 8 депутатов, вместо 10).
Таким образом, оспариваемое постановление Совета депутатов принято на заседании совета депутатов при отсутствии кворума и с нарушением установленной процедуры.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, являющиеся субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на подачу административного иска, не может быть принят в связи с тем, что истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, которым нарушаются его права, свободы и законные интересы.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оснований, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинградского областного суда от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2017 г. N 33-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был