Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2017 г. N 301-ЭС17-17958
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу от 28.09.2017 Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее - УФК по Костромской области) на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2016 по делу N А31-10641/2016, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.08.2017 по тому же делу
по иску муниципального образования городской округ город Кострома Костромской области в лице Администрации города Костромы (далее - администрация) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 627 335 руб. 86 коп., возникших в связи с оказанием муниципальными дошкольными образовательными учреждениями услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью администрации, Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области и Департамента образования и науки Костромской области, установила:
решением Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2016, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017, заявленные требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскана заявленная сумма убытков.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.08.2017 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФК по Костромской области, действующее от лица Министерства финансов Российской Федерации, просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как усматривается из судебных актов, дошкольные образовательные учреждения города Костромы в период с 01.09.2013 по 31.12.2013 оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (659 человек), в течение 9889 дней.
Родительская плата за данные услуги не взималась.
Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Российской Федерации недополученных платежей за оказанные в названный период услуги в общем размере 627 335 руб. 86 коп.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пришли к выводу, что имеются основания для привлечения Российской Федерации к гражданско-правовой ответственности в связи с понесенными убытками на финансирование льгот, предоставляемых детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
Судами учтено, что родительская плата установлена в целях возмещения расходов дошкольных образовательных организаций на оказание услуг по присмотру и уходу за пребывающими в них детьми. Финансирование соответствующих расходов на оказание услуг детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, которые освобождены от родительской платы, является расходным обязательством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судов.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать в передаче кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2017 г. N 301-ЭС17-17958 по делу N А31-10641/2016
Текст определения официально опубликован не был